Прямоугольный комплекс построек окружен крепостными стенами и примыкает к ним с севера (внешняя ограда 175х169 ж, внутренняя – 112х82). Но здесь в отличие от Куфы было четверо ворот. Внешние стены, сохранившиеся до 17 м высоты, первоначально достигали 19 м. По верху стен шла сводчатая галерея для стрелков со щелями для навесного боя, прорезанными в толще фасадных арок (на этом уровне ширина стен достигает 4,6 м). Над воротами закреплялась опускная решетка, а покрытие из раздельных арок позволяло лить на неприятеля расплавленный свинец и кипящее масло. По обе стороны ворот ведут на галерею лестницы. Дворцовый ансамбль в основе симметричен. Главная его часть — парадный двор 32,7X27 ж, окруженный слепыми аркадами на полуколоннах. Сюда ведет от северных ворот сводчатый зал-вестибюль 15,5X7 ж, самое большое помещение ансамбля; свод его опирался на апсидальные ниши. Распор свода уравновешивали поперечные сводчатые комнаты в три яруса, в остальном постройки дворца одно- этажны. На южной стороне двора расположен аудиенц-зал в виде сводчатого айвана с примыкающим квадратным, тоже сводчатым залом и серией комнат по обе стороны. Официальную группу замыкает со всех сторон коридор протяжением 70,82х X31,2 ж. Жилые помещения разбиты вокруг четырех малых дворов с портиками и айванами. С запада к вестибюлю примыкала мечеть с арочной галереей по трем сторонам двора. Арки портиков опирались на круглые столбы.
Все помещения были покрыты сводами, составлявшими одновременно конструкцию и украшение дворца. Особенно изысканны формы сводов двух комнат к западу от главного айвана — расчлененная поперечными арками оболочка свода была оформлена рубчатой стуковой фактурой и геометрическими кассетами вдоль шелыги- свод единственного нефа мечети завершался по торцам рубчатыми полукуполами на таких же тромпах. Конхи арок большого двора были выполнены узорной кладкой из обожженного кирпича. Формы Ухайдира — прямое продолжение сасанидских: интерьер вестибюля находит ближайшую параллель в сервистанском дворце, арки на парных колонках северного дворового фасада и вестибюля напоминают детали дворца в Ктесифоне.
В южном конце города располагался дворец халифа Мутазза — Балькувара (между 849 и 859 гг.). Этот ансамбль отличается от Джаусака геометрическим рисунком плана, но по масштабам уступает ему лишь немного. Квадрат стен куплен башнями. Для того чтобы попасть в тронный зал, нужно было миновать три двора и трое ворот. Крестообразный зал стоял на верхней точке рельефа, и через арки открывались великолепные перспективы на четыре стороны горизонта. По другую сторону зала лежал сад, опускавшийся к реке с пристанью. Трехарочные фасады зала покрывали стеклянные мозаики с растительным узором по золотому полю, двери были украшены росписью и позолотой; в интерьере над стуковой панелью поднимались фигурные ниши в обрамлении из перлов, окна прикрывали решетки с цветным стеклом. По обе стороны зала теснились жилые постройки, разбитые по стандартной сетке и разделенные на кварталы. В остальных дворах, почти не застроенных, размещался гарнизон. Деление плана на три полосы сближает Балькувару с Мшаттой, но масштабы строительства неизмеримо выросли— дворец Мутазза превосходит Мшатту по площади более чем в 17 раз. Это целый город с улицами, рынком, мечетями и банями.
Севернее Джаусака выделены стенами два обособленных поселения. Одно из них — «Старый Багдад» — было обнесено стеной из глины с галечником. Стены образовывали четырехугольник длиной до 1 км, шириной 500 и 250—300 м, где теснились дома из камня и обожженного кирпича. Самый северный район сложился вокруг дворца халифа Мутаваккиля; тут находилась построенная из сырца мечеть Абу Дулаф (860—861 гг.) с минаретом, повторяющим в миниатюре формы ал-Мальвии. Ее аркады опирались на прямоугольные пилоны.
Плоскокровельные одноэтажные жилые дома с замкнутым двором, куда выходили айваны, украшались резным стуком. В стуковом орнаменте Самарры различаются три стиля: для первого характерен мотив виноградной лозы, для второго— розетки с заполнением растительного узора, для третьего —техника отливки в формы и слабый рельеф.
Самарра. Дворец Балькувара, 849—859 гг
Некоторые постройки стояли на западном берегу. Куббат ас-Сулайбия, усыпальница халифа Мунтасира, стала первым мавзолеем мусульманского мира. Это был квадратный купольный зал, окруженный сводчатой галереей восьмиугольного обвода. Поперечник здания достигал 18,21 м. Укрепления замка Каср ал-Ашнк (878— 882 гг.) площадью 139,8 x 93,2 м с башнями обычного типа обведены рвом. С севера выступает предвратное сооружение, где был деревянный подъемный мост. Стены между башнями увенчаны аркатурой с фестончатыми арочками. Обе постройки сложены из блоков искусственного камня (глина, кварц и гипс).
В центре города стоит каменная главная мечеть ал-Джами ал-Кабир, или ан- Нури. В первоначальном варианте (1148 г.) она представляла, видимо, зал с куполами и сводами на пилонах. В 1170—1172 гг. мечеть была перестроена в форме вытянутого в широтном направлении зала, при этом здание уменьшилось в размерах (65X16 ж), а плоские потолки легли на те же пилоны квадратного сечения с алебастровыми трехчетвертными колоннами по сторонам с лировидными капителями (рис. 19). Михраб украшен резьбой по стуку. Различаются еще четыре ремонтных периода: 1233—1259 гг. (к этому времени относится пирамидальный купол перед михрабом); 1466—1478 гг.; 1640 г.; 1844 г. Перед залом отгорожено пространство, на внешней стороне которого стоит резной из камня-алебастра михраб XIII в. На северо-западном углу большого двора высится минарет 1148 г. Опоясанный семью рядами рельефного кирпичного узора, он стоит на орнаментированном квадратном цоколе и, в противоположность приземистым багдадским минаретам, необыкновенно строен, достигая высоты 45 м.
От обширного каменного дворца Кара- Сарай (1233 г.) уцелела на берегу Тигра лишь торцовая стена трех сводчатых помещений со следами второго этажа, где потолки были плоские; под пятами сводов тянулся прекрасный стуковый фриз-аркатура с поясными человеческими фигурами в арочках и птицами в тимпанах, растительным орнаментом и лентой надписи.
Два кирпичных мавзолея XIII в. покрыты шатровыми куполами. Машхад (гробница) имама Ибн ал-Касима квадратного плана. Главный и обращенный к реке западный фасады отмечены панно резной и поливной терракоты (геометрический узор с растительным заполнением), вход прикрыт портиком в три арки на колоннах. Стены завершаются поясом резного по алебастру куфического письма. Помещение 7,12×7,12 м украшают резные по алебастру высокого рельефа панель, вставки на стенах растительного орнамента и резной деревянный кенотаф; Купол оформляют внутри сталактиты. Кубический объем маш- хада Аун ад-Дии завершается фризом геометрического узора и полуразрушенной надписью, выложенной из кирпича (рис. 21). Две двери обрамлены резными каменными наличниками: первый (XIII в.) с полосой надписи, второй (1727 г.) кроме надписи содержит мотив арочек и растительный узор (в этом проеме навешена окованная железом дверь с накладным геометрическим орнаментом).
При Аббасидах на севере Ирака существовали христианские общины, которые строили церкви, монастыри и капеллы. Ряд таких сооружений сохранился и поныне. Любопытна длинная сводчатая постройка X в.
Мар Тахмазгерд в Киркуке. Это был предположительно «мартирион» —гробница мучеников (рис. 22). Глубокие стеновые ниши со сводами на парных полуколоннах напоминают конструкции дворцового зала Сер- вистана (см. ВИА т. I). К залу Мар Тах- мазгерда примыкает квадратная капелла Маккабеер с монастырским сводом; ее алтарь оформлен арками на двух колоннах. Среди каменных церквей Мосула выделяется Мар-Ахуддемех, XII в., с тремя сводчатыми нефами на пилонах, ребристым куполом над алтарной частью и богатым резным орнаментом иконостаса вокруг барельефного изображения девы Марин; над входом высечены по камню сюжеты из библейских сказаний. Базиликальный план характерен для мосульских церквей XII—XIII вв., так же как и примыкающий сбоку небольшой двор.
В 1258 г. монгольское нашествие положило конец халифату Аббасидов.