Название стиля «романский» происходит от латинского названия Рима (дословно — в манере римлян), поскольку стиль возник и наиболее активно развивался в областях, входящих в прошлом в Римскую империю, говоривших на так называемых романских языках, берущих название от латыни. Термин свидетельствует о корнях раннесредневекового европейского искусства, которое было тесно связано с искусством позднего Рима и римских провинций эпохи конца империи.
В становлении стиля участвовали все культурные народы Европы. Западная и южная части Европы в этом плане опередили среднюю и северную, ибо находились в тесном контакте с античной культурой. Романский стиль в разных странах назывался по-разному. В Англии его называли норманнским стилем, во Франции — романским, в Скандинавии — северным. В романском стиле нашел отражение дух эпохи.
Романская архитектура проста и геометрична. В основе здания — куб или параллелепипед, призмы — в крыше и пристройках, цилиндры — в башнях. Романский стиль — воплощение благородства и строгой красоты.
Убранством массивных фасадов была романская аркада на приземистых колоннах. В романской архитектуре были использованы арка и свод. Поверхность стен делилась лопатками, фризами и галереями, которые облегчали стены.
Лопатки и аркатурные фризы украшали внешние стороны зданий, галереи — внутренние.
Основной признак романского жилища — обороноспособность, тяжелые, закрытые, массивные формы. Архитектура отличалась простотой: ряд соединенных прогонов опирался на мощные столбы, на балки прокладывали лаги, которые и служили опорой для перекрытия, выполненного из бруса. Капитель была близка к византийской. Каменные дома романского периода — двух- и трехъярусные постройки со сводчатым перекрытием на первом и втором этажах, с наружной лестницей. Дома свободно стояли на огороженном участке.
Романская архитектура дала новые типы сводов — крестовые, цилиндрические и крестово-реберные, которые разгружали стены от напряжения. Цилиндрический или купольный свод — в основе любого романского строения. Плафон — плоское сводчатое перекрытие — давал разгрузку в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Орнаменты романского стиля имеют плоскостной характер, в них доминирует контурный рисунок. Основные мотивы — геометрические фигуры: круг и его части, квадраты, меандры, ленты. Часто они соединялись с условными растительными формами, стилизованными листьями аканта, пальметтами, виноградной лозой и цветочными розетками, извилистыми стеблями и фантастическими растениями. Животные мотивы органично вплетались в растительный орнамент и имели условный характер. В узоры вплетали изображения сказочных страшных зверей. (Звериный стиль не случайно называют чудовищным).
Для романского стиля характерна узорность, языческая фантастика, любовь к ярким краскам. Внутренние помещения зданий отделывали чешуйчатым орнаментом, кубиками в шахматном порядке, перевитыми канатом, и другими украшениями.
УБРАНСТВО В ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ
Домашняя обстановка была простой. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры, она удовлетворяла элементарные потребности. Раннесредневековая мебель была сделана обычно из дуба и ореха, была тяжелой и громоздкой. Стойки и доски соединялись простыми пазами и скреплялись гвоздями. Снаружи ее часто обивали железом. Ее форма и краски — простые и грубые.
Садиться было принято на небольшие складные стулья или просторные скамьи из дерева. Кресла со спинкой были почетными, их обкладывали подушками. Скамьи и табуреты были простейшей конструкции. Столы были массивные, четырехугольной формы или круглые, различной величины. Обычный стол — это доска на козлах. Обычай накрывать их скатертью возник довольно рано.
Сундук выполнял функции кровати, скамьи и шкафа. Сундуки были тяжелыми, массивными, с коваными соединениями. Они имели четырехугольную форму, сверху накрывались крышкой. Сундуки, лари, баулы и ящики запирались древнеримским способом: либо с помощью завязки, которая запечатывалась, либо на засов с приспособленными к нему ключами. В ларцах хранили драгоценности и металлические зеркальца.
Кровати получили распространение в Европе только к концу раннего Средневековья, и то лишь в домах знати. Кровати состояли из довольно большого деревянного или металлического станка на четырех ножках со спинками или без них, с тюфяком и одеялом. Коврами и платками завешивали окна и двери,
Освещение осуществлялось с помощью факелов, которые держали слуги. Редко использовались лампы с маслом. Посуду составляли предметы из обожженной глины или дерева, редко из стекла. Это были горшки, кубки, фляги, кувшины, чаши и блюда различной величины, с подставкой или без нее, иногда слегка украшенные по внешней стороне, бочки для хранения продуктов. Металлическая посуда была в раннем Средневековье большой редкостью, особенно из дорогих металлов. Только богатые могли позволить себе приобретать металлическую посуду. К столовой посуде относились и мелкие предметы — сосуды для пряностей, солонки, умывальные тазы, сита.
Кубки имели форму нынешних бокалов или маленьких деревянных бочонков с обручами на них.
Употребление вилок осуждалось, их считали роскошью, поэтому пищу брали руками. Вилки с двумя большими зубцами использовали для раскладки пищи. Ножи также были гораздо больше современных. Тарелок не было. Для жидкостей существовали маленькие ложки. Для разлива напитков использовали металлические кувшины с ручками и без них, для хранения жидкостей — мехи и большие бочки с железными обручами, которые впервые ввел Карл Великий в своих поместьях. Сам император и его эпоха сыграли большую роль в развитии ремесел в Западной Европе.