Цвет средневековой архитектуры — всегда цвет строительного материала — туфа, фельзита или базальта. Церкви, крепости, целые комплексы зрительно остаются принадлежностью естественного ландшафта: крепость Амберт, монастыри Татеф и Арич, комплекс Тадей Ванк и др. Лишь в церкви Богородицы в Егварде фриз купола выполнен из голубоватой майолики. Это редкий случай, когда в архитектуру вошел другой материал, носитель яркого цвета. Традиция создания полихромии на базе оттенков камня оказалась исключительно устойчивой и сохраняется вплоть до наших дней.
С возникновением регулярной каменной кладки учитывается цвет блоков. Они укладываются, например, в шахматном порядке. В монастыре Сурб Степанос таким образом выполнены грани барабана и тимпаны фасадов. Другая кладка использует чередование светлых и темных рядов камней, как в церкви Георгия в Мугни. Позднее регулярность кладки трансформируется в мозаичную декоративную поверхность, утратившую связь с конструктивной основой. Декоративность усиливается цветными вставками на фасадах.
Многоцветие, уходящее корнями в область декоративно-прикладного искусства, получает здесь качественное развитие, приобретая наряду с широкой масштабной шкалой сложную пространственную интерпретацию, свойственную архитектурной полихромии.
Полихромия дворца в Коломенском заявляла, прежде всего, о художественно-эстетических мотивах, побудивших зодчих использовать цвет. Она явилась беспрецедентным примером внесения цвета в деревянный архитектурный ансамбль, подготовила почву для создания в будущем цветовой среды крупных ансамблей.
В XVII—XVIII вв. деревянные церкви Русского Севера часто обшивались тесом (обратное влияние каменной архитектуры), иногда белились и раскрашивались. В недрах деревянного зодчества зарождалась активная архитектурная полихромия. Приемы использования цвета в деревянной архитектуре переносились на каменную, иногда — наоборот: более поздние деревянные постройки использовали цветовые приемы каменного зодчества. И все же сдержанная цветовая тональность произведений деревянной архитектуры долгие годы являлась неотъемлемым атрибутом многих городов.
Русский деревянный город как явление, имеющее ярко выраженный колористический образ, в истории градостроительства стоит в ряду с такими творениями человечества, как земляные поселения Африки и Азии, тесанные из камня храмовые комплексы Египта и Греции, воздвигнутые из кирпича-сырца города Ближнего Востока. Каждый из типов городов из-за доминирования одного строительного материала имел определенный колорит, который способствовал зарождению специфической активной полихромии. Дальнейшее развитие городов было связано с одновременным использованием нескольких материалов, что объективно усложняло цветовую среду города, синтезирующую цветовые темы городов древности.