В пределах городища в настоящее время берет начало источник, образующий в северо-восточной части плато небольшой водоем, ограниченный с севера валом. Возможно, что искусственный водоем существовал на городище и в период, когда оно было заселено.
Исследования грунта показывают давнее происхождение источника. Кроме того, на участке, где водоем граничит с валом, на протяжении около 15 метров вскрыты развалины каменной, усиленной кольями, подпорной стенки, видимо, некогда предохранявшей вал от размыва.
Уклон плато и препятствие для стока воды должны были собирать здесь не только родниковые, но также вешние и ливневые воды.
Таким образом, условия рельефа способствовали образованию на городище постоянного водоема, который удовлетворял потребности жителей, как повседневные, так и главным образом в случае осады.
Планировочная схема с выделением свободного от жилой застройки центра и периферийным расположением жилищ, присущая как Екимауцкому, так и ряду других славянских городищ (например, Райковецкому XI — начала XIII в. ), имела распространение в древне-славянеком градостроительстве благодаря ряду преимуществ.
Во время осады, когда центр поселения легко поражался стрелами и камнями, жилища, находившиеся под защитой вала, были менее уязвимы.
В обычное время вал частично защищал жилища от палящих лучей солнца летом и холодных ветров в зимние месяцы. Наличие в Екимауцком, как и в ряде других славянских городищ, незастроенных участков — площадей вызывалось также необходимостью иметь в пределах поселения территорию для общественного использования.
Как следует из материалов раскопок, обитатели Екимауцкого городища не только производили в своих мастерских ряд необходимых изделий, но и вели оживленную торговлю с жителями близлежащих селян и других поселений. Не исключено, что торжище могло размещаться именно здесь, на центральной площади городища.
Жители Екимауцкого городища занимались животноводством и возделывали различные культурные злаки. Как уже указывалось, в центре городища они разместили загон для скота и общественные зерновые ямы.
Площадь этому поселению необходима была и потому, что городище стягивало в свои пределы немалое число людей как при возникновении военной опасности, так и при разного рода общественных сборищах, в том числе и религиозного характера.
Истоки часто применявшегося при строительстве древних поселений планировочного приема, который мы наблюдаем и в Екимауцком городище, уходят в глубокую древность, что, в частности, можно проследить и на местном древнем градостроительном материале трипольских поселений, широко распространенных в III—II тысячелетиях до н. э. в районах днепродунайского междуречья, то есть в местах будущего расселения славянских племен.
Так, например, в трипольском поселении в урочище Коломийщина (Киевская область) жилица, также расположенные по кругу, образовали пи центральный незастроенный участок.
Хотя отдаленные от трипольцев более чем двумя тысячелетиями славяне не могли испытать посредственного воздействия трипольской культуры, тем не менее в своей градостроительная деятельности они, возможно, отразили некоторые, наиболее стойкие планировочные и строительные ее традиции, так как часто располагали см» поселения на местах бывших трипольских.
Так, Екимауцкое городище, близкое по своей планировке к трипольскому поселению в Коломвйщине, само возникло, как показали раскопка. на месте одного из трипольских поселений, следы которых в Поднестровье обнаружены во мог их местах. В частности, слои с остатками этой культуры подстилают места расположения ряда славянских селищ, находящихся и вокруг Еюшауц.
Центральные, еще примитивно организованные, участки древних славянских поселений стали теми ранними градостроительными элементами, от которых ведут свое происхождение площади позднейших детинцев или кремлей.
В настоящее время поверхностные слои вала Екимауцкого городища сильно размыты, повреждены распашкой и поднимаются над уровнем плато в среднем всего на 1,5—2 метра.
Ров, заваленный при гибели городища обрушениями вала и затянутый позднейшими наносами, тем не менее хорошо прослеживается по всему своему протяжению, хотя сейчас он углублен всего на 1—1,5 метра от уровня поверхности.
При раскопках для более подробного изучения системы укреплений вал и ров были прорезаны на всю глубину, до материка, в трех местах — в южной, юго-западной и северной частях оборонительного кольца.
Наиболее полную картину екимауцких фортификаций дали профили юго-западной траншеи.