В Италии парадные и жилые комнаты имели прямоугольную в плане форму и располагались цепочкой вдоль основных фа садов. Помещения в нижних этажах и больших залах перекрыва лись чаще всего сомкнутыми сводами, иногда с распалубками. Своды использова лись и в некоторых парадных помещениях второго этажа. Своды покрывали росписями.
Во втором и третьем этажах, как правило, делали деревянные подшивные потолки, выявлявшие форму балок и обрабатывающиеся кессонами. В XVI в. стала распространяться мода на резные потолки, которые делили различной формы кессонами с рельефной резьбой. Это были углубления, которые заполняли промежутки между балками горизонтального перекрытия или ребрами свода. Кессоны улучшали акустику помещения. Потолок с кессонами был с деревянным набором, с резьбой и росписью.
Гладкие оштукатуренные потолки не были модны до XVIII в. До этого предпочитали не прятать балки потолка, а всячески украшать их: росписями, деревянными панелями с картинами и гербами, тканью. В отделке потолка XVI в. появляется сочетание дерева, штукатурки и даже живописи с металлическими элементами. Венеция сохранила верность деревянным потолкам, украшенным резьбой в мелком рельефе.
Деревянные потолки были распространены в домах всех слоев. В богатых домах они украшались тонкой резьбой, позолотой и росписями.
Балки потолка также расписывались, на первом этаже выкладывались керамической плиткой. Потолки были рамочными и сочетали пластические штукатурные орнаменты со стенной живописью в светлых тонах. Орнамент был различным: маски, львы, ангельские головки, розетки, гирлянды, трофеи, раковины, вазы.
Потолки делали «под античность»: перекрытия опирались на консоли, между которыми устраивали люнеты, деревянные потолки были плоскими или на падугах, многие из них были покрыты штукатуркой или расписаны фресками, лестницы перекрывались цилиндрическими сводами.
В домах состоятельных горожан пол был выложен каменной или керамической плиткой, а во дворцах знати — деревянным паркетом, фаянсовыми изразцами, применялись и мраморные мозаики. Полы обильно посыпали соломой или душистой травой — розмарином, мятой, майораном, лавандой, а в праздники — цветами. Покрывали полы коврами или соломенными циновками.
Пол на вторых этажах покрывали деревом. Деревянный пол верхних этажей одновременно служил потолком для нижнего. Доски укладывали на деревянный каркас, опиравшийся на балкон, пересекавший помещение, или на выступах в стенах. Балки, доски и каркас украшали резьбой.
Полы покрывали плитками с геометрическим повторяющимся рисунком. В богатых домах использовали для полов терракотовые плитки: их укладывали кругами и елочкой. Мозаики делали из небольших кусочков мрамора, выложенного простым узором. Использовались плиты контрастных цветов. Мотивы — абстрактно-декоративные или фигуративные.
В XVI в. появился, но не получил широкого распространения паркет. Слово «паркет» происходит от слова парк, то есть место для гуляния. В XIV—XVI вв. в зале ограждали часть территории для аудиенции, где стелили ковер и находились гости. Позже ковер сменил настил из ценных пород дерева.
Стены расписывали под античные образцы. Сюжетами служили античная или библейская мифология, сцены из истории. Вошли в моду тканевые ковры и шпалеры — мильфлеры, на ярком фоне которых, усыпанном цветами, изображались сцены из жизни крестьян и сеньоров. Кроме росписей и тканей, стены украшали кожей и гобеленами.
Гобелены эпохи Ренессанса во Франции выполнялись на библейские сюжеты и сюжеты античной мифологии.
Они изображались в виде иллюзионистских композиций с пейзажными просветами. По краям бордюра шел ленточный орнамент, картуши, медальоны.
Если для драпировки использовали ткани, то в верхней части стен шел фриз. Большие ткани было сложно развешивать и чистить. В силу этого стены редко покрывали портьерами. Они были только в домах знати — суконные, реже шелковые, а чаще кожаные. В моде была позолоченная кожа. Стены, особенно в спальнях, обшивали бархатом.
Двери в парадных комнатах отделывали наличниками и завершали лучковыми или треугольными фронтончиками. В XV в. в тимпане помещали рельефные композиции или типичный для этого времени мотив раковины. По углам и в верхней точке фронтончика размещали пальметты.
Интерьеры палаццо поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Пол, стены и даже дверные рамы облицовывали мрамором, деревом обшивали лишь потолок — бревенчатый или кессонный. Заметно было стремление к уравновешенным спокойным пропорциям в рамках строго линейных композиций.
В интерьерах в качестве декора ценились гротески. Гротески сочетались с арабесками и стукковыми украшениями. Стукковые рельефы напоминали античные камеи. Стукковую лепнину покрывали позолотой. Заслуживает упоминания не только стукковая лепнина палаццо, но и фресковые росписи. Роспись по влажной штукатурке применялась реже, чем по сухой.
Интерес итальянцев к иллюзиям и обманам не ограничился росписями. Этой цели была подчинена инкрустация из дерева разных пород и оттенков. Внутри дома часто снабжали дощатой обшивкой, для украшения внутренних помещений использовалась новая техника Возрождения — интарсия, которая состояла из пестрого сочетания различных по цвету пород дерева, и накладывалась в виде какой-либо композиции. Интарсия — вид мозаики деревом по дереву. В углубление основы вклеивали различные кусочки дерева и затем полировали и сглаживали поверхность.