От клисмоса до краббатоса

В странах с жарким климатом, в греческих домах было немного мебели. Отчасти это объяснялось небольшими размерами комнат.

Основной материал для мебели — дерево (клен, бук, кедр, кипарис), иногда использовались мрамор и бронза. Греки владели рамочно-филеночной техникой, гнули дерево под паром, обладали токарным делом, знали интарсию — узор на поверхности дерева из врезанных пластинок дерева других пород и цветов. Мебель делали, используя токарный станок. Именно в Древней Греции появился рубанок. Греки соединяли детали из древесины разных пород — клена, самшита, кедра, оливы, пальмы, ореха, черного дерева. Вся мебель изготавливалась из дерева и инкрустировалась слоновой костью, золотом и серебром, украшалась резьбой. Кроме того, мебель раскрашивали, применяли рамочно-филеночную технику.

В орнаментах, украшавших мебель, первоначально использовались изображения сфинксов и грифонов, затем появились другие узоры: меандр — квадратный или круглый, ионики, киматий, перлы, плетенка и др. Мебель была цветной. Орнаменты почти всегда раскрашивались, покрывались серебром, инкрустировались костью и черепаховым панцирем. Наиболее частыми мотивами орнаментов были: акант, пальметта, ряды листьев, лотос и другие цветы. Геометрическим орнаментом была спиральная и волнистая линии, меандр, ионики, бусы и зубчики.

Столы предназначались только для установки необходимой при еде утвари. Они были круглыми, овальными или квадратными, на четырех, трех или одной ножке, но главное их отличие — очень низкая высота, такая, что их могли убирать под ложа, если они были не нужны. Такие столы называли в Греции трапезидами, отсюда происходит слово «трапеза». Ножки трапезидов были отделаны с большим вкусом, в форме лап или копыт животных. Вверху — шеи лебедей или акант. Четырехугольные столы имели четыре ножки, круглые и овальные — три, а чуть позже — одну. Ножки были короткими. Посередине пира ставили главный небольшой столик на трех ножках. Возле лож — небольшие копии главного стола.

Греческие столы отличались великолепием отделки. Ножки из дерева (явора), бронзы, драгоценных металлов и слоновой кости. Сами столы делались из бука, потом из бронзы и слоновой кости. Столы украшали фигурными выкладками из цветного дерева, серебра, бронзы, и пластическими компонентами. В поздней Греции были медные и даже бронзовые столы.

До VI в. до н. э. обедали сидя. Затем обедающие стали возлежать на ложах. Работали на стульях и табуретах.

Во времена Гомера у греков были стулья трех видов:

  • дифрос — легкий низкий табурет без спинки с крестообразными ножками. Ножки его имели форму буквы X или стояли перпендикулярною Его складывали и носили с собой. Складной табурет раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть.
  • клисмос — стульчик с изогнутой спинкой. Клисмос известен с VI в. до н. э. Он отличался совершенством пропорций и изяществом. Элегантный и легкий клисмос имел серповидные ножки, изогнутые задние ножки держали спинку. Такие стулья изготавливали из гнутой древесины с бронзой. Изящность линий клисмоса поражала не только на протяжении всего периода античности, но и в период стиля ампир.
  • тронос — кресло высокое и тяжелое, со спинкой и поручнями, спинка доходила до середины спины или головы сидящего. Его приделывали к стенам. Кресла хозяйки и хозяина дома (отсюда и трон) считались почетными местами в доме. Порой такие кресла были настолько высокими, что забирались на них с помощью специальной скамеечки. Тронос имел подлокотники. На нем сидел хозяин дома или гость. На сидение клали подушку, ковры и покрывала.

Мебель для сидения изготавливалась из твердого дерева, иногда мрамора, и покрывалась коврами, кожами, подушками. Предметы для сидения украшали росписью и инкрустацией.

Клинэ — в основе своей это была деревянная рама, обтянутая кожаными ремнями или веревками. Сверху стелили матрас, подушки и покрывало. Так же называли ложе с крестообразными ножками. Ложа делали из клена и бука, особенно ножки и спинку украшали скульптурной работой и инкрустацией. Иногда ложе имело спинки — в голове, ногах или по всей длине, что делало его похожим на наши кушетки и диваны.

Ложа покрывали пестрыми коврами с бахромой. Подушки для головы были круглыми, облокачивались же на четырехугольные. Наволочки шили из узорчатых материй. Подушки для лежания во время еды, чтения и письма туго набивали: на них опирались левой рукой. Греки даже писали лежа’: если на восковых табличках, то придерживали их левой рукой и прижимая к левому боку, а если на папирусе, то клали на бедро.

Простые кровати — краббатос (отсюда русское название кровать) — представляли собой раму с переплетенной тесьмой, укрепленную на низких прямых ножках. Постель клали на веревки или на четыре свинченные доски или перекладины. Спинка была у изголовья или в ногах и изголовье. Кровати делали из дерева — явора или самшита, в поздний период — из бронзы. Ножки вытачивали их более дорогого материала — из слоновой кости или серебра. Выделка кроватей (особенно ножек и спинок) производилась достаточно тщательно. Спинки кроватей — деревянные или бронзовые. У деревянных спинок делали инкрустацию золотом, серебром, слоновой костью, янтарем и цветным деревом. Бронзовые спинки украшали орнаментом.

Во времена Гомера на постелях лежали матрасы и одеяла из шерсти и овечьи шкуры.Укрывались плащом или одеялом. В дальнейшем на кровати клали овчины, на них — мягкие шерстяные попоны или одеяла, сверху покрывали льняными простынями или чаще шерстяными коврами. Укладываясь спать, греки снимали одежду и укрывались ею же или одеялами. Простыней, в нашем понимании, тогда не существовало. Впоследствии, с распространением роскоши, на веревки стали класть матрас, набитый перьями, шерстью или пухом, на него стелили простыню, клали одеяла и подушки. Летом укрывались одеялами, а зимой мехами. В качестве набивки матрасов использовали сено, листья, заячью шерсть, позже — хлопок.

Ложе для сна было на высоких опорах, и перед ним ставили скамеечку.

Отец знаменитого оратора Демосфена владел мебельной мастерской по изготовлению кроватей, что было весьма прибыльным делом.

Вещи хранили преимущественно в сундуках и ларях. Шкафы были грекам неизвестны.

Греческие лари делали из дерева, покрывали различными фигурами и скульптурными украшениями. Сундуки времени Гомера назывались ларнас, то есть ларь. Сундуки для одежды, драгоценностей, сосудов, книг, рукописей имели разную отделку. Большие сундуки, в которых хранили одежду, закрывались крепкими крышками с подвижными подпорками. Во времена Гомера вместо замка использовали матерчатую тесьму. Затем концы материи скрепляли сырой глиной или воском и прикладывали к ней кольцо вместо печати. Позже сундуки запирали на замок.


Сундуки были такого размера, что при желании в каждом можно было спрятать двоих людей. Их отделывали резьбой, гвоздями, инкрустацией из металла и слоновой кости и запирали на замок.

«Греки были первыми, кто придумал изукрашенные полы. Они украшали их росписями, покуда на смену живописи не пришли мозаики. Наиболее прославленным мастером мозаичного дела был Сосос, который украсил пол дома в Пергаме, известного всем как Дом с не подметенным полом. Посредством маленьких кусочков цветных’ камешков он изобразил объедки, упавшие со стола, и прочий не выметенный мусор так, будто все это лежит на полу. Среди других МО’ заик есть превосходное изображение голубя, который пьет воду и любуется на свое отражение в ней. Другие голуби чистят перышки на краю кубка».

В обстановку греческого дома входили сундучки, шкатулки, шкафчики и коробочки для туалетных принадлежностей. Небольшие сундучки делали из серебра, черепахового панциря, с инкрустацией из металла и слоновой кости.

Для хранения мелких вещей использовались маленькие переносные шкатулки, корзинки и большие писты — цилиндрической формы банки из бронзы.

Стеклянные сосуды были редкостью и украшением, а вот вазы из камня, большие сосуды с росписью стали использовать как украшения дома. Их получали обычно на состязаниях и клали с умершим в гробницу.

Греческое искусство оказало большое влияние на искусство Древнего Рима. К классическим формам мебели обратились в период ампира.