Большое значение для архитектуры парижских площадей имел конкурс на площадь Людовика XV. Конкурс был объявлен в 1748 г. и повторен через пять лет, уже после того, как место для площади было окончательно установлено. В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени: Габриэль, Суффло, Боффран, Блондель и др. Архитектор Патт собрал материалы этого конкурса и издал их вместе со своим проектом 1 в 1765 г. Все приведенные Паттом проекты чрезвычайно высокого качества, а некоторые из них выходят из рамок частной градостроительной задачи (какой является строительство площади) и подвергают радикальному пересмотру планировку целых районов Парижа. Интересно, что в пояснительных записках к проектам отдельные авторы (как, например, Боффран) обнаруживают основательное знакомство со старыми теоретиками архитектуры и, кроме того, высказывают собственные теоретические положения.
Победителем на конкурсе явился «королевский архитектор» Ж. А. Габриэль. В 1755 г. площадь была заложена, а в 1763 г. состоялось торжественное открытие ее вместе с монументом короля.
Площадь Людовика XV, позднее переименованная в площадь Согласия, является крупнейшей площадью Парижа: ее длина между балюстрадами 245 м, а ширина 175 ль Площадь размешается на оси парижского диаметра у входа в Тюильрийский сад. Архитектурной особенностью этой площади явилось то, что она была открыта с трех сторон и трактована в виде платформы под монументом. Южной своей стороной площадь выходила к реке, в то время как с севера ее оформляли фасады двух министерских корпусов. При столь незначительной обрамленности площадь Людовика XV легко могла превратиться в пустое пространство — в площадку, не имеющую ощутимых границ. Но Габриэль хорошо понимал эту опасность и, чтобы избежать ее, применил балюстрады и рвы.
Рвы на площади Людовика XV имели 24 м в ширину и 4 ж в глубину. Стены рвов были обложены рустованным камнем, на котором стояли массивные балюстрады. Вместе с балюстрадами подпорная стена имела 5,65 м в высоту, а если учесть, что площадь воспринималась аксонометрически, с более высокой Тюильрийской террасы, то балюстрады и рвы превращались в очень сильное архитектурное обрамление площади, могущее спорить с любой застройкой.
Большое значение в ансамбле площади имел монумент короля. Отлитый из бронзы скульптором Бушардоном, монумент был прекрасно виден со всех сторон, а с главных точек зрения (от входов на площадь) он рисовался то в просвете Королевской улицы, то между угловыми скульптурными группами, каждый раз образуя уравновешенную и законченную картину. По отзывам современников, на архитектурный вкус которых можно вполне положиться, монумент представлял собой выдающееся произведение искусства.
Поскольку площадь Людовика XV была открытой, постольку в ее ансамбле принимали участие и Тюильрийский сад, и проспект Елисейских полей, и Королевская улица, в конце которой была задумана купольная церковь Магдалины. На углах площади стояли караульни; далее следовал ров, богато профилированный и. вероятно, очень эффектный, если учесть, что дно его было покрыто травой. Композиция площади органически связывалась со всем своим окружением. Через подъемный мост можно было войти в Тюильрийский сад. Здесь, у восьмигранного зеркала бассейна, начинались кривые пандусы, вводившие на террасу. С террасы открывались просторы предместий Парижа; слева серебрилась река, прямо, уходя к горизонту, простирался проспект Елисейских полей, а справа высились торжественные здания министерств.
С течением времени ансамбль площади стал медленно, но неуклонно разрушаться. Уничтожение монумента нанесло этой площади тяжелый урон, и неудачный обелиск работы Леба ни в коей мере не может его заменить. Далее последовала постройка моста через Сену, в связи с чем площадь превратилась в напряженный узел городского движения. Затем были засыпаны рвы и лишь две постройки эпохи Первой империи — многоколонная Палата Депутатов и церковь Магдалины — довольно удачно отвечают одна другой своими строгими фасадами.
Композиция площади, предложенная Габриэлем, знаменует окончательный переход к широким пространственным решениям, в духе которых стала развиваться французская и, в частности, парижская градостроительная мысль.