Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI—XIII вв. Это исторический стиль зрелого средневековья, которому предшествовал период архитектуры раннего средневековья (V—X вв.).
Архитектура раннего средневековья характеризуется некоторым снижением уровня развития. Строительные достижения древних римлян были в значительной степени утеряны, уровень строительной техники снизился. Развивающиеся феодальные отношения способствовали появлению новых типов построек: укрепленных жилищ феодалов, монастырских комплексов и культовых зданий.
Укрепленное жилище феодала — замок — обычно возводилось на возвышенном, труднодоступном для противника месте. К X в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни донжона, окруженного валами и рвом. С конца XI в. форма донжона усложняется, для жилища феодала начинают строить отдельное здание, а донжон становится оборонительным сооружением и убежищем.
Типичные черты архитектуры замков — массивные стены и башни, узкие окна, неприступный вид, каменные крепостные стены. Примеры: донжон в замке Лош во Франции; замок в старом городе Каркассон на юге Франции.
Средневековые монастыри были феодальными владениями, имевшими своих крепостных. Для обороны обширных земель они содержали большое войско. В монастырях переписывались церковные книги и сочинения по философии, а также хранились сочинения научного характера.
Наиболее крупные монастырские школы со временем развились в университеты: Сорбонна в Париже, в Падуе и Болонье. Поэтому в зданиях университетов составной их частью стал большой открытый двор, обнесенный аркадами на колоннах, ведущий свое происхождение от монастырей.
Монастыри, заинтересованные в приеме большого числа паломников, создали большие церкви, в которых все средства архитектуры и искусства были направлены на то, чтобы удивить приходящих величием здания и красотой его интерьера.
В период, когда города находились в запустении и ремесло упало, а светские феодалы строили свои укрепления, архитектура развивалась на опыте строительства крупных монастырских храмов, больших обеденных залов-трапезных и мостов на дорогах, в которых были заинтересованы монастырские братства. В романской архитектуре Западной Европы нашли отражение местные традиции и художественные вкусы.
Южные и юго-западные районы Франции — Прованс, Аквитания и др., сохранившие в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией — выработали свои традиции и конструктивные приемы. Здесь получил распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами.
В разработке фасадов отмечается пластическое богатство, декоративное и скульптурное многообразие форм, с применением арки романского мотива — собор в Ангулеме, Франция. К концу X в. сформировался тип средневековой церкви — базилики, имеющей обычно главный, более высокий неф (пролет) и два низких боковых.
От первоначальной крестообразной церкви в базилику перешел поперечный неф (трансепт). Над скрещением нефов (средокрестием) делалась надстройка с большими окнами для освещения места, где проходила церковная служба. В конце главного нефа, за трансептом, устраивалась главная апсида, где помещался алтарь. Позже появился обход вокруг алтаря в виде галереи, и вся алтарная часть вместе с обходом получила название хор.
Полной противоположностью простоте германских храмов были Романские постройки Италии, отличавшиеся пластичностью и легкостью форм. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали). Наряду с базили- кальными зданиями (Флоренция), здесь строились и центрические здания баптистериев.
Романская архитектура Англии складывалась после Нормандского завоевания XI в., для нее характерно сочетание методов строительства из камня с архитектурно-строительными приемами деревянного зодчества саксов. Другой особенностью англо-нормандских храмов является чрезвычайная вытянутость их главного нефа, а также расположение трансепта почти посредине главного нефа.
Конструкции, тектоника
На смену ранних деревянных перекрытий романских базилик пришли сводчатые конструкции — цилиндрические и крестовые. Купола, возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на прямоугольное основание с помощью парусов или тромпов (часть конуса). Вместе с цилиндрическими сводами стала возрастать масса стеновых опор.
Использование для покрытий крестовых сводов и подпружных арок позволило сосредоточить усилия в конструкции в отдельных точках, что привело к расчленению стены на стену и столбы-контрфорсы, которые устанавливались для восприятия наибольших распорных усилий. Эта конструктивная схема стала итогом развития романской архитектуры и послужила основой для развития готической. Интерьер романского храма отличается четким расчленением пространства и конструкций. Во внешней композиции конструкция подчеркивается членениями стен:
- угловыми утолщениями;
- лопаткам;
- контрфорсами.
Оконные и дверные проемы имеют арочное завершение — полуциркульное, а в поздний период стрельчатое. Фасады украшались декоративными аркатурами, на западном (главном) фасаде входы обрамлялись «перспективными» порталами в виде убывающих внутрь рядов колонн, перекрытых полуциркульными или (позднее) стрельчатыми архивольтами.