Городские власти Рима обратились к Микеланджело с просьбой попытаться спасти Капитолийский холм. Капитолий был символом былого могущества и величия «вечного города».
В древние времена здесь был центр религиозного культа. На Капитолии проходили иногда заседания сената, а перед ним на площади — народные собрания. Этот, овеянный славой, центр Древнего Рима во времена, о которых идет речь, являл собой печальное зрелище: кругом простирались руины.
Микеланджело, которому в то время было уже семьдесят с лишним лет, взялся за осуществление этого нелегкого задания. Он блестяще справился с ним, снискав славу гениального градостроителя.
Площадь, созданная великим мастером, — одно из самых совершенных и блестящих градостроительных решений архитектуры нового времени, не поражает своими размерами. Она имеет трапециевидный план при длине 68 м и ширине от 40 до 54 метров.
Форма и размеры площади выбраны, отнюдь, не случайно. Они определены рельефом Капитолийского холма и руинами, стоявших здесь некогда, сооружений. Микеланджело весьма искусно использовал, как местные условия, так и остатки прежних построек.
Он перестроил и, соответствующим образом, дополнил оба, находившихся здесь здания: дворец сенаторов (построенный на развалинах древнего Табулярия, или римского государственного архива) и дворец Консерваторов (построенный в XV веке на фундаменте более раннего здания).
Он соорудил также, напротив дворца Консерваторов, новый такой же дворец. Всем этим зданиям, замыкавшим с трех сторон площадь, Микеланджело придал одинаковые архитектурные формы, характерные для Возрождения.
Четвертая сторона площади оставлена незастроенной. Отсюда открывается широкая панорама Рима. Расположенная на холме площадь, соединена с, находящейся ниже, городской застройкой монументальной, широкой лестницей, спускающейся вниз террасами. У ее верхней части находятся античные каменные статуи, представляющие мифических полубогов Кастора и Поллукса.
Мостовая площадь украшена великолепным геометрическим орнаментом, образованным кружевной сеткой из белых мраморных плит, резко выделяющихся на темном фоне. В центре этого овального орнамента, и в то же время — в центре площади — стоит редкий и ценный памятник древнеримской скульптуры — конный монумент Марка Аврелия.
В средние века все античные скульптуры, признанные языческими, варварски уничтожались. Бронзовый — в прошлом, покрытый позолотой — памятник, которым Микеланджело так украсил свою площадь, сохранился только потому, что на протяжении всего средневековья его считали памятником Константину, первому римскому императору, поддерживающему христианскую церковь. Многие архитекторы, вслед за Микеланджело, до сих пор используют конные памятники для украшения городских площадей.
Созданная Микеланджело, первая в новой истории городская площадь, стала одним из прекраснейших уголков Рима. Сегодня отсюда ведут все туристские маршруты по центру «вечного города». Во дворце Сенаторов разместился сейчас городской муниципалитет, а в двух других дворцах, превращенных в музеи, хранятся богатые собрания памятников античного искусства.
Вершина архитектурно-строительного творчества Микеланджело — известный собор св. Петра в «вечном» Риме. Строительство его начал Донато Браманте в 1506 году, а затем продолжено, поочередно, Рафаэлем Санти, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Санджалло.
С 1547 года и до самой смерти работал над ним Микеланджело. Шестнадцать лет трудился безо всякого вознаграждения величайший художник, «только во славу божью», — как он сам говорил.
Это было, нечто, невиданное по тем бурным и тревожным временам, когда повсеместно, в том числе и при дворе папы римского, царили зависть, алчность, тяга к наживе, а зачастую, и преступление. Совершенно справедливо написал Джорджо Вазари, выдающийся историк искусства того времени, в одном из своих произведений, что «Микеланджело вырвал святого Петра из рук грабителей и убийц…»
Приступая к продолжению строительства крупнейшего христианского храма, Микеланджело в первую очередь укрепил сооруженные Браманте четыре гигантских опоры купола. Однако, лишь по истечении десяти лет, был готов цилиндрический барабан с шестнадцатью большими, круглыми окнами, через которые внутрь храма поступал свет.
По замыслу архитектора, этот купол по своим размерам и красоте должен был затмить купол древнеримского Пантеона и флорентийского кафедрального собора, построенного в предыдущем веке Брунеллески.
Долго и тщательно работал Микеланджело над проектом купола. Он собственноручно выполнил две модели — сначала небольшую в глине, а потом большую, деревянную, которая сохранилась по сей день. Однако великому мастеру не суждено было увидеть свою мечту, воплощенной в жизнь. Купол был построен (с некоторыми изменениями) лишь через 25 лет после его смерти, в 1588-1590 годах.
За те шестнадцать лет, что Микеланджело руководил строительством собора, были возведены три боковые части сооружения, решенного в плане равноконечного креста, его центральная часть, с упомянутым уже подкупольным барабаном, два купола поменьше и, так называемая, Грегорианская капелла.
Наряду с этим, велись большие отделочные и декоративные работы внутри и вне храма. В 1555, 1557 и 1563 годах работы были прерваны из-за интриг недругов и из-за отсутствия средств.
Однако через пятнадцать лет стали считать, что собор слишком тесен и приступили к его перестройке по проекту Карло Мадерно. Он намного удлинил восточую часть собора пристройкой нового трехнефного корпуса с притвором и монументальным фасадом, выдержанным уже в стиле барокко.
В 1626 году, 18 ноября состоялось торжественное освящение храма, который был детищем, прежде всего, Микеланджело. Это произошло через 174 года после закладки собора архитектором Браманте.
Последним творением Микеланджело в области архитектуры, и последним его произведением вообще, была церковь по имени Санта-Мария дели Анжели. Ее строительство 88-летний Микеланджело начал в 1563 году, а три года спустя, церковь уже была готова.
Это стало возможным благодаря, довольно, необычному расположению ее. Церковь включена в часть грандиозных античных терм, сооруженных, некогда, императором Диоклетианом. При этом Микеланджело использовал значительную часть конструкций античного сооружения.
Микеланджело Буонарроти был последним великим творцом эпохи Возрождения, и в то же время — провозвестником новой эпохи в искусстве. Как в скульптуре, живописи, так и в архитектуре он проложил путь новому стилю барокко. Недаром этого гениального художника называют отцом барокко.
Микеланджело не стало 18 февраля 1563 года в Риме. Согласно завещанию, его останки были перевезены во Флоренцию и погребены в церкви Санта-Кроче, которая славится бесценными сокровищами искусства. Там также похоронены многие знаменитые люди, главным образом — художники.