Современное градостроительство

1

При движении внутри новых жилых образований, как правило, лишь раскрываются более полно те черты, о которых говорилось выше. Не артикулированность пространств и однородность застройки чаще всего не создает какого-то закономерно развивающегося сценария пути. В тех редких случаях, когда достигается более стройная пространственная организация территории, формирующийся сценарий больше основан на смене пространственных отношений (от камерного двора к районному или микрорайонному саду), чем на чередовании объемных доминант. При переходе к организации застройки улицей смена видов в большей степени зависит от характера сооружений, но кроме того — от поворотов трассы. В смене кадров больше от принципа калейдоскопа, чем от закономерного развития. Видимо, в этом влияние города начала XX вв, который предстает перед нашими современниками как наиболее доступный пример исторического сложения среды. Здесь уместно, видимо, подчеркнуть, что актуальность сегодня проблемы преемственности требует, во-первых, критической оценки наследия, а во-вторых,, историко-градостроительного изучения предмета, чтобы иметь более ясное представление о возможных преемственных связях не только с ближним к нам по времени периодом, но и с более отдаленными.

Принципиально новой задачей стала эстетическая организация среды автомобильного движения. Здесь прием, имитирующий дорогу в природном ландшафте, стал основным. Смена архитектурных картин как прямо перед наблюдателем, так и по сторонам обеспечивается при этом не только появлением по мере движения новых объектов перед зрителем, но и изменением взаимоположения объектов между собой. Этот архитектурный прием аналогичен приему восприятия ансамбля в серии картин, возникающих во время обхода его или движения внутри ансамбля. Новым стал собственно масштаб его применения. По мере возрастания скорости уменьшается число воспринимаемых деталей, поэтому оптимальной оказывается эстетическая организация среды крупными архитектурными формами, с довольно значительной дистанцией между точками, определяющими смену архитектурных картин.