РАННЕХРИСТИАНСКИЙ И ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОДЫ

15
Сирия: Кальб-Лузе, 3-нефная базилика с опорами среднего нефа из столбов, фасад с 2 башнями

В III столетии распад Римской империи удается сдерживать лишь с помощью войск покоренных народов. Властные и правовые претензии поэтому все больше перемещались в провинцию. Каракалла в 212 г. был вынужден предоставить всем свободным жителям империи права гражданства, Александр Север — наследственные ленные поместья пограничным войскам. Да и наиболее значительные правители II и III вв. происходили не из Рима, а из провинции.

Сплачивающее и одновременно разобщающее влияние оказывало распространение новых религий из захваченных провинций. Особым успехом христианство пользовалось у бедняков. Ко времени Диоклетиана управлять сложным административным аппаратом империи можно было только 4 императорам. Рим как столица терял свое значение. Константин перенес в 330 г. столицу в провинциальный, но гораздо более удобный Византий.

В 313 г. Миланским эдиктом о веротерпимости Константин гарантировал свободу всех религиозных культов. Христианство, еще при Диоклетиане кроваво преследовавшееся, при Константине получило ряд привилегий и государственных прав, однако испытало также и императорское вмешательство в догматические вопросы. Как столица Рим, хотя и отходит по сравнению с Константинополем на второй план, переживает в этот период, наряду с Палестиной, Триром и др. городами, бурный расцвет церковного строительного искусства.

Рим, продольные сооружения:

  • латеранская базилика 5-нефная, архивольты, поперечный притвор, апсида длиной 130 м;
  • церковь Апостолов, базилика с опорами среднего нефа из столбов, 3- нефная, без поперечного притвора;
  • базилика Иерусалимин Сессориано ;
  • базилика Сан-Петриин Ватикане.

Центрические сооружения: Латеранский баптистерий Сан-Джованни ин Фонте; 2-этажная 8-угольная колоннада вокруг старейшей купели; Санта-Констанца, 46.

Константинополь: первый храм Св. Софии, начат в 326 г.;

Вифлеем; церковь Рождества, 43; Иерусалим, церковь Гроба Господня;

Трир, двойная базилика, после 324 г., на прямоугольном основании 105 х 135 м, 110; аула или тронный зал, т. н. базилика. С 1856 г. евангелическая церковь, зал 73 х 28,5 м, высота 33 м.

Особенности базилик времен Константина

— осевая последовательность помещений: атрийнартекс — 3-5 нефов — санктуарий

— развитие Т-образного плана

— отказ от сводов, взамен плоское перекрытие с кессонами или открытая стропильная конструкция

— архитрав или архивольты над колоннами продольных нефов

— стены, менее стабильные, из кирпича, туфа, реже тесаного камня

— сполии античных зданий: колонны и капители, при необходимости укорачивавшиеся или удлинявшиеся; также антаблемент над колоннами, позже огрубленные имитации античных образцов или выходившие из употребления формы по коринфскому образцу. Колонны часто без энтазиса

— небольшие окна, часто неостекленные, завешанные тканью или закрытые с отверстиями из алебастра или мрамора, 40′

Эпигоны Константина способствовали строительству все более великолепных святилищ в городах и мемориальных сооружений на кладбищах за пределами городов. История монашества началась с отшельника Антония.

Милан. Церковь Сан-Лоренцо Маджоре, 45; Рим. Церковь Сан-Клементе, 43 Константинополь. Первый храм Св. Софии, освящен в 360 г.

Феодосий I Великий провозглашает христианство государственной религией, Он — последний единовластный император. При его сыновьях в 395 г. происходит окончательное разделение империи: Гонорий получает захиревший Западный Рим, который вскоре падет под нашествием германцев, Аркадий — все более самостоятельную Восточную Римскую, впоследствии Византийскую империю.

Рим. Базилика Сан-Паоло фуори ле Мура; Милан. Сант-Эквилино, конец IV в. Кьюси. Базилика, ок. 400 г. Сполето. Сан-Сальваторе, конец IV в., санктуарий с крестовым сводом

V век. С крушением границ империи в 404 г. начинается падение Западного Рима. Однако в V в. в Риме появляются многие значительные храмы. Продольные сооружения: Титулус Эмилиане ; Титулус Сабине ; Титулус Алосголорум сеу Эудоксиа ; Санта- Марие Майор, Центрические сооружения: расширение Латеранского баптистерия ; Сан-Стефани суль Целио.

Императоры Западного Рима правят в разных резиденциях. Гонорий переносит свою резиденцию из незащищенного Милана в окруженную болотами Равенну.

Базиликальному продольному сооружению отдается предпочтение во всех частях империи. Крестообразные центрические постройки с центральным куполом в будущем воздвигаются лишь в городах византийского влияния. Тем не менее длительное время сохраняется христианско-культурное единство, хотя искусство в Восточной империи и находящихся под ее влиянием областях : базилика Св. Димитрия, начата в 412 г., в 634 г. расширена до 5 нефов, эмпоры, трансепт, 44; центрическая церковь Св. Георгия; Сирия: Кальб-Лузе, 3-нефная базилика с опорами среднего нефа из столбов, фасад с 2 башнями; Турманин, 49; Калат-Семан, кон. V в., вокруг центрального 8-угольниш сгруппированы 3-4 нефные базилики, 44, 49; Исаврия : Кодья-Калесси, ок. 500 г., купольная базилика с эмпорами; Египет : Менаполь, расположенная на одной оси группа из баптистерия и 2 базилик.

Сирия: Кальб-Лузе, 3-нефная базилика с опорами среднего нефа из столбов, фасад с 2 башнями

VI век. Проходит под знаком Юстиниана I, правителя Восточной Римской империи в 527-565 гг. Он изгоняет готов из Италии, уничтожает вандалов в Северной Африке и восстанавливает империю. Основанные при нем сооружения — кульминация раннехристианского зодчества и одновременно почва для укоренения византийской архитектуры.

Константинополь церкви Св. Сергия и Ваш, 45; Апостолов, 47; Св. Софии, 47; Св. Ирины, начата в 532 г., купольно-эмпорная базилика; Греция: бази/ю- ка Филиппи, до 540 г.; Малая Азия: Эфес, базилика Иоанна, 47; церковь Марии; Италия: Градо, собор, крещальня и церковь Санта-Мария делле Грация; Рим, Сан-Лоренцо фуори ле Мура, базилика с эмпорами; Истрия: Паренцо, Евфразиана; Сирия: см. с. 49\ Палестина, Египет, Северная Африка: см. с. 49, Галлия: Вьенна, в стиле Меровингов, 56.

В VTI в. арабы захватили между 640 и 650 гг. Египет, Сирию и северную Месопотамию. Византийская империя сосредотачивается вокруг греческих земель и становится эллинистической. Римско- латинские и семитские влияния вытесняются. С обеднением Константинополя церкви и монастыри города приходят в упадок, 12 из них еще продолжают действовать как мечети.