Усадьба Грузино на Волхове

Усадьба Грузино на Волхове

В статье заключены описания комнат дома в Грузине. Они так же, как и приведенные, передают облик типичных для первой четверти XIX века «стасовского типа» интерьеров со стенами искусственного мрамора или обтянутых цветными обоями, с росписью цветами и античными мотивами на потолках, с мебелью красного дерева, с бронзовыми люстрами, дополненными хрустальным убором, с портретами и пейзажными видами па стенах. Это не были дворцовые интерьеры, но в них содержались черты стилистической общности с первыми. По некоторым данным, Стасов вел также работы и в помещичьих усадьбах на Украине.

Одновременно с Кабинетом Александра I были оформлены гостиная («кабинет») и спальня в той же части дворца. Интерьеры эти не сохранились. Вопрос об авторстве их убранства неясен, хотя и существуют иконографические источники. В фондах чертежей дворцов Потсдама — Сан Суси (ГДР) находится акварель, датируемая 1809 годом, изображающая кабинет. То же помещение воспроизведено па акварели Государственного Русского музея.

Изображения спальни имеются в указанном собрании Потсдама — Сан Суси и в Музее Академии художеств СССР. После смерти Александра I Стасов осуществляет переделку занимавшихся им апартаментов для нового императора — Николая I. Для убранства этих помещений архитектором были привлечены те же первоклассные мастера, которые обычно с ним работали: живописцы А. Торичелли, Д. Скотти, Б. Медичи, Ф. Брандуков, лепщики Н. и С. Заколупины, краснодеревцы В. Бобков, А. Тарасов и другие. Эти отделки, так же как и другие, погибли в огне пожара 1837 года.

О работе Стасова мы можем судить по архивным документам, свидетельствующим о большом внимании архитектора к вопросам гармонизации внутренних отделок. В некоторых из этих документов речь идет о подборе декоративных тканей, их цвете, орнаментации, фактуре и так далее.

Особое место в «интерьером» наследии Стасова занимает его деятельность по восстановлению Зимнего дворца после грандиозного пожара зимой 1837 года. Хронологически она выходит за пределы периода высокого классицизма, но стилистически является дальнейшим развитием творческих приемов архитектора 1810-1820-х годов. Этим стасовские «послепожарные» интерьеры во многом отличаются от парадных внутренних отделок, которые были выполнены другими архитекторами, участвовавшими в работах.

Последним залом анфилады является Концертный. При его восстановлении Стасов наиболее близко подошел к оригиналу Кваренги и в части архитектурной декорировки, и в части скульптурного и живописного убранства. Роспись, имитирующая лепку па падугах, воссоздана была по рисункам Стасова художником Б. Медичи, который выполнил находившуюся здесь раньше. В целом Концертный зал — наиболее богатый но убранству из трех залов невской линии дворца.

В восточной части дворца проходит Большая анфилада. Первые ее два зала — Фельдмаршальский и Петровский, оформленные до этого Монферраном, были восстановлены Стасовым в основном согласно старым проектам Монферрана, и лишь в частностях в деталях в их отделку внесены изменения. Например, в Петровском зале степы прежде, были обработаны одиночными пилястрами, теперь здесь появились парные, что зрительно усилило, укрепило плоскости стен. Самый большой зал этой анфилады — Гербовый, который по распоряжению царя должен был быть восстановлен «по-старому». Однако здесь все же были произведены изменения. Зал был увеличен в длину «почти на 6 саженей». Колонны переложены, вместо гладких они стали каниелированными.

В настоящее время колонны целиком позолочены, вначале позолочены были только каннелюры. «Верхняя часть сделалась гораздо грациознее от некоторых перемен в украшениях над окнами этого яруса и в размерах балюстрад хор»,- писал А. Башуцкий. По рисункам Стасова скульптор Ю. Штрейхенберг выполнил четыре группы воинов с трофеями. Стасовым также были созданы эскизы бронзовых люстр для зала — трех больших по оси, десяти — по сторонам и восемнадцати в пролетах между колоннами. На люстрах, исполненных несколько позднее, укреплены щитки с изображениями гербов губерний, что и определило название зала. Последнее помещение анфилады — Пикетный, или Новый зал был создан Стасовым от начала до конца.

Только помпеянские орнаменты потолка — зеленые камеи и летающие амуры — напоминают аракчеевское время». «В кабинете Аракчеева,- читаем мы далее,- стены гладкие, цвета терракоты. С потолка спускается люстра из бронзы и хрусталя». На стенах — «портрет неизвестного в мундире», «раскрашенные гравюры — женские головки, несколько незначительных миниатюр; тут же бронзовый барельеф с профилем Аракчеева. Из кабинета дверь ведет в царские комнаты. Их три: старой мебелью, люстрами, расписными потолками они напоминают интерьер венецианской школы. Первая — маленькая гостиная, вся белая.

Стены под белый мрамор. Две колонны делят ее пополам; между ними, на белых цоколях, стоят две прозрачные алебастровые урны — трогательное украшение почти всех помещичьих усадеб. Потолок украшен пестрым фризом полевых Цветов на мраморном камине, перед зеркалом, бронзовые часы и двое канделябр: темные античные женские фигуры с рогом изобилия в каждой руке. Длинный диван черного дерева на ножках-дельфинах со следами позолоты обит грубой канвой. На ней вышиты шерстью и шелками крупные цветы и герб под стеклянным колпаком стоят огромные золотой бронзы часы.

Стены кабинета темно-синие с золотыми звездами, потолок белый с алагреком, с фигурами и орнаментом по синему полю; мебель красного дерева, люстра бронзовая.

Предыдущая статьяБойницкий замок
Следующая статьяРАННЕХРИСТИАНСКИЙ И ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОДЫ