Христианская базилика не является случайным изобретением. У нее, очевидно, несколько источников происхождения. Однако можно вполне уверенно предположить, что она не вытекает из греческого античного храма. Ибо его предназначение заключалось в том, чтобы быть домом почитаемого божества, в который входить дозволялось только жрецам.
Простой народ лишь обходил храм во время торжественных шествий и возлагал жертвы на алтарь, расположенный за пределами храма. Первым же христианам нужно было помещение для собраний, в которых участвовали все члены общины — и знать, и простой люд. В первые века они даже хвастались своим строгим отказом от культовых сооружений, алтарей и картин.
Первые живописные изображения в катакомбах относятся к концу II в. Они ограничиваются символическими представлениями главных ожиданий раннего христианства: спасение души и потусторонняя жизнь. Картины в духе Нового завета, например Мария с младенцем, появляются лишь в III в. Богослужения проводятся сначала в частных домах.
Вскоре, в связи с ростом численности общины, начинается поиск подходящих просторных помещений, которые отвечали бы также и требованию однозначной ориентации на алтарь и резиденцию епископа. Хотя у некоторых римских храмов и есть апсида, они не отличаются ступенчатым расположением помещений, типичным для базилики, и лишь изредка имеют несколько параллельных нефов.
Потребностям христиан отвечает скорее т. н. судебная базилика, которая служит в городах в качестве места для рынка и суда: возвышающийся прямоугольный средний неф окаймляют со всех сторон боковые нефы, на которых порой бывают галереи. Определенную исходную ориентацию дает место судьи или смотрителя рынка на возвышенном месте или в апсиде, а также алтарь на торце.
Небольшая языческая подземная базилика’ I в. до н. э. перед стенами Рима более четко показывает эту идею направления: три нефа с бочарными сводами, вход и апсида на «начале» и «конце» сооружения. Базилика дворца Флавиев’ в Риме того же времени имеет плоское перекрытие и двухэтажные боковые нефы.
Менее ясно происхождение поперечного нефа, возможно, от античного дома с атрием, в котором первоначально отправлялись богослужения, 42 В его внутренних помещениях с обоими крылами за атрием можно увидеть недоразвитую предшествующую форму христианской базилики с поперечным нефом.
Предполагается и происхождение от императорских форумов Августа и, прежде всего, Траяна. Несмотря на чередование открытых и крытых частей, эта огромная рыночная площадь имеет тем не менее удивительное сходство с планом христианской базилики: вход и расположенное в апсидообразном закруглении святилище находятся напротив друг друга, колоннады сопровождают как боковые нефы прямоугольное центральное помещение, а 2 апсиды по краям базилики Ульпиа образуют вместе с ней своего рода поперечное здание.
Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры. В пользу этого говорит также и то, что построенные по указанию Константина крупные церкви имеют поперечные нефы, а у церквей, воздвигнутых без императорского влияния в провинциях Малой Азии и Африки, таких нефов нет.
Базилика появившегося типа имеет от 2 до 4 боковых нефов В, увеличенный по высоте средний неф А, капитальные каменные стены с архитравом или с аркадами и поперечный неф Н. Колонны, капители и антаблемент снимаются непосредственно с античных зданий, насколько это позволяют делать сохранившиеся сооружения, а затем они в основном грубо имитируются или просто создаются вновь.
Родиной капителей чашевидных форм с трапецевидными пятами сводов является Византий. Решение Константина в пользу деревянных плоских перекрытий в течение 700 лет оставляет почти в забытьи римскую технологию возведения сводов крупных сооружений. Открытый атрий на западной стороне с фонтаном и крытыми галереями, нартекс в западной части церкви и окруженные оградами с амвонами хоры указывают путь к алтарю и апсиде с кафедрой. Башни, стоящие в стороне, добавляются несколько позже.
РАВЕННА
1- я фаза: сооружения в Равенне и Западной Римской империи. Гонорий ; Галла Плацидия, правившая за своего сына Валентаниана III.
Сан-Джованни, базилика, начата в 424 г.; базилика Урсиана, освящена в 450 г., 5-нефная; базилика Апостолов, освящена в 451 г.; Сан-Джованни ин Фонте — баптистерий православных, начат ок. 400 г., 8-угольник с 4 конхами, 46; мавзолей Галлы Плацидии,
2- я фаза: сооружения, основанные остготами. Король остготов Теодорих, воспитанный в Константинополе, побеждает по просьбе правителей Восточной Римской империи Одоакра, императора в Равенне. Остготы, исповедовавшие арианство, строят независимые церкви, к которым местные католики относились терпимо.
Базилики: собор Ариана, начат в конце V в.; Сант-Аполлинаре Нуоео ; Сант-Аполлинаре ин Классе, освящен в 549 г.
— 3 нефа, без поперечного нефа, пастофории лишь позднее, средняя апсида
— колонны без энтазиса под архивольтами. Прототипы: Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура, 39, и церкви Восточной Римской империи
— наряду с римской архитектурной традицией видна также и зависимость от Византии: тонкие стены архитектоники, сильно просверленные и прорезанные мраморные капители под трапецевидными пятами свода, 40, конфессио в замке кольцевой крипты под скамьей священника в апсиде и богатое мозаичное украшение
— византийская художественная школа отдает предпочтение базиликам с эмпорами для женщин, и без поперечного нефа. Равенна, приспосабливаясь к западной литургии, отказывается от эмпор. Они встречаются исключительно в женских монастырях
— наружное строение расчленено лизенами и полуциркульными арками
Центрическое сооружение: Санта-Мария ин Козмедин
— баптистерий ариан, 8-угольник с 4 апсидами, аналогично баптистерию православных; Сан-Витале, мавзолей Теодориха
3- я фаза: Византийский период, с 540 г.
До VIII в. Юстиниан I изгоняет готов из Италии, и Равенна становится экзархатом Восточной Римской империи, однако после захвата ее лангобардами в 751 г. полностью теряет свое значение. Завершение строительства церкви Сан-Витале, 45, и Сант-Аполлинаре ин Классе; впервые башня — как отдельно стоящая кампаниля, но еще не колокольня
Равенна, Сант-Аполлинаре ин Классе — самая большая базилика в 6 км южнее города. 3-нефная колонная базилика с архивольтами, но без поперечного здания. Кольцевая крипта под скамьей священника в средней апсиде. Пастофории появились позже. Атрий в 2 квадратных помещениях сбоку фасада. Богатое мозаичное украшение. Кампаниля X в.
Салоники, базилика Св. Димитрия, начата в 412 г., расширена до 5 нефов в 634 г. Вид на южную часть поперечного здания. Византийская планировка. Отличия от римских сооружений : архитектоническая стяжка элементов конструкции обеспечивает более прочную и монументальную структуру; чередование опор; мозаики покрывают стены, а мраморные инкрустации пол среднего нефа; эмлоры для женщин отвечают канонам византийской литургии
Калат-Семан, Сирия, церковь монастыря Св. Симеона. 4 базилики сгруппированы вокруг 8-угольного строения. Восточное здание — церковь с 3 апсидами, из тесаного камня. Колонна «сти- лита» — Симеона столпника, стоящего на колонне в 8-угольнике. Справа. Рим, Сакта-Агнезе фуори ле Мура, ок. 630 г. Эмпоры для женщин в соответствии с византийской литургией
КРУПНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ
Самая ранняя большая церковь — Сан-Лоренцо в Милане, находившимся в то время под византийским влиянием : центральный купол опирается на 4 двухэтажные экседры с полу- куполами.
В Сирии есть образцы круглых одноэтажных центрических сооружений с продольными хорами на востоке здания между вспомогательными помещениями и 4 наружными нишами.
Членение внутреннего 8-угольника нишами имеют и другие церкви. Отверстия членятся арками в форме трилистника.
Сан-Стефано Ротондо в Риме, по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме, занимает особое место:
— большое здание и плоское перекрытие
— архитектурный принцип церкви Св. Петра в круглой форме: 2 обхода соответствуют 2 боковым нефам; архитрав между центральным помещением и внутренним обходом, между обходами аркады
— последнее монументальное центрическое сооружение Рима и Западной Римской империи
НЕБОЛЬШОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ
Такими сооружениями являются не приходские церкви, а баптистерии, со ступенями, спускающимися к углубленной купели, мавзолею, в центре которых находятся саркофаг или алтарь. Это сооружения-памятники над священными местами, Их прототипами являются: античные термы, ступенчато расположенные помещения; перекрыты куполом, с высокими стенами и окнами, опирающимися на архитрав или колонные аркады.
— горизонтальные проекции круглые или многоугольные с круглыми или прямоугольными нишами
— в Восточной Римской империи и в регионах византийского влияния горизонтальная проекция в форме креста с 4 одинаковыми по длине крыла- ми. С VI в. эта форма плана становится образцом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием, 47 и след.’.
КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА
Выдающимся примером является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение сюда нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов над боковыми нефами, а на западном и восточном — полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. Множество сполий из Эфеса и Ба- альбека.
КУПОЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ С КРЕСТООБРАЗНЫМ ПЛАНОМ
По таким прототипам, как мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, строятся и церкви на плане равностороннего греческого креста Они также являются центрическими сооружениями. Самым выдающимся примером является церковь Апостолов в Константинополе с 5 одинаковыми по высоте куполами.
Путем добавления западного купола и таких традиционных элементов, как нартекс и атрий, план преобразуется в латинский крест.
Купольная базилика и купольная церковь с крестообразным планом — последние ступени развития раннехристианского искусства, которое окончательно разделяется и приводит к каролингской и романской архитектуре.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ
В Греции, Сирии и Северной Африке 1-нефные молитвенные дома и небольшие базилики известны еще с III в. Греческие христиане, селившиеся за пределами Византии, и язычники из других стран, обращенные в новую веру, распространяют византийский метод строительства далеко за границы империи.
Базилики встречаются редко. Начиная с VI в., сооружение кубической формы с куполом считается микрокосмическим символом христианского мира. Этому представлению отвечает и иконографически канонизированное расположение произведений на стенах и сводах Из-за технических трудностей сооружения больших куполов все церкви имеют небольшие размеры. Их основная форма — куб с куполом или группой куполов, центральный из которых возвышается над остальными, появляется уже в V в.. Начиная с IX в., их форма установлена навсегда.
Купольная церковь с крестообразным планом:
— купол на парусах или тромпах с 4 или 8 опорами
— к куполу пристраиваются второстепенные купола
— купол между бочарными сводами
— купол между крестовыми сводами
— разная высота барабанов
— разное удлинение плана
— эмпоры между средокрестием и апсидами
— апсида и 2 типа вспомогательных помещений образуют состоящий из трех частей санктуарий
— вестибюли
— боковая галерея или обход
— выступающие карнизы
— декоративные арки
— лизены
— спаренные и тройные окна
— трансенны вместо оконного стекла
— кирпич, особенно в Константинополе, Салониках, Македонии, на западе Малой Азии
Салоники Греция, церковь Апостолов. Обход с боковыми куполами на 3 сторонах ядра здания. Восточный конец с главной и двумя боковыми апсидами. Ячеистые элементы помещения. Окна н декоративные аркады расчленяют фасад и барабаны куполов. Перевязка кладки из тесаного камня и кирпича. Круглые арки на высоких сваях
Стирис/Фокис в Греции, небольшая церковь при монастыре Осиос Лукас, нач. XI в. От средокрестия парусного купола отходят 4 бочарных свода. Над восточными помещениями расположены эмпоры, а перед ними стоит иконостас {стенка с картинами). L — литаи = притвор
— естественный камень
— одновременное использование кирпича, тесаного и бутового камня-.
1) горизонтальные ряды кирпича повышают прочность кладки из тесаного камня ;
2) кирпич для арок и куполов; 3) узоры из кирпича; эффектно расположенные на фоне кирпича и светлой штукатурки мотивы, гирлянды и цветы ; 4) зеленая или коричневая люстровая керамика
— изредка рельефы на фасаде
БАЗИЛИКА
В Сирии около 500 базилик и небольших зальных церквей IV—VII вв.
Турманин/Сирия, V—VI вв. Р — пастофории: помещения по обе стороны от хоров
Базилика — также фасад с 2 башнями по краям с нартексом :
— средний неф с колоннами или столбами, архитравами или аркадами
— широкие аркады в северной Сирии с удлиненной до среднего нефа бемой
— санктуарий из 3 частей
— в северной Сирии также членение колоннами перегородки и наружной стены апсиды
— профилированные окна, двери, арки
— в южной Сирии зал с эмпорами с потолком из гранитных плит
Монастыри как объединение переселенцев появились в Северной Африке и Сирии уже в IV в.
Базилика — центр пространственного сооружения, которое преобразуется в ордер средневековых монастырей.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ
Армения и Грузия
После VI в. города Малой Азии теряют, наравне с Константинополем, свое значение. Пещерные церкви отшельников с куполами, апсидами, арками и колоннами, а также с замечательными образцами настенной живописи существуют под Милетом и Ургупом, а неподалеку менее крупные церкви с крестообразным основанием.
Начиная с VII в., центрами исключительно бурной строительной активности
становятся Армения и Грузия, которые с X в. развивают собственные формы:
— крестообразные сооружения с 4 конхами
— план с 4 полукругами, б и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической оболочкой
— внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность
— также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием
— конусообразный купол над средо- крестием
— кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем
— иногда богатые рельефные украшения и живописные картины
Россия
В начале XI в. в Новгороде и Киеве в скромных масштабах появляется собственная византийско-русская архитектура. Оба Софийских собора распадаются на множество мелких помещений между пилонами, как бы противопоставляя себя раннехристианским обширным пространственным размерам.
Крестово-купольные церкви над греческим крестом:
— восточные апсиды вытянуты вверх
— 5 нефов
— купол над средокрестием
— от 4 до 12 боковых куполов
— высокие цилиндрические барабаны
Эпоха русской архитектуры начинается примерно в 1400 г., когда Москва становится центром государства. Не имеют аналогов в Европе церкви:
— главным образом 5-купольные
— средняя постройка ансамбля приобретает монументальный вид благодаря 8- угольным венцам из полуциркульных и килевидных арок на нескольких ярусах ниже главного купола
— луковицы и другие фантазии