Принцип контрастных сопоставлений

Принцип контрастных сопоставлений

В здании Дворца пионеров наметились и основные принципы пластического хода. Так, принцип контрастных сопоставлений — сплошной застекленной поверхности и поверхности глухой, выполненной в лицевом кирпиче, бетоне, мраморе, декоративной штукатурке с росписью, в виде облицовки пластиком позволял выявить даже самые нюансные пластические характеристики формы, не говоря о резких контрастах, которые авторы вводили в отдельных узлах композиции. Второй, не менее существенный принцип заключался в том, что особая пластическая насыщенность стеновых поверхностей использовалась для того, чтобы подчеркнуть, выделить основные объемы в общей композиции Дворца. При павильонной системе построения всего комплекса сооружения эти ведущие объемы четко прочитываются на фоне застекленных промежуточных звеньев. Таким образом, пластика стены явилась не самоцелью, не декоративными пятнами, но всецело была связана с выявлением пластики объемов как основной композиционной задачей.

Принцип контрастных сопоставленийВажно также подчеркнуть, что пластичность стены в здании Дворца пионеров в большой мере достигнута не столько за счет собственно архитектурной формы, сколько путем использования монументально-декоративной скульптуры (рельеф) и живописи. Многообразие приемов и средств обогащало, насыщало ту пластическую контрастность, которая возникла, например, между прозрачной гладью стеклянных стен и глубинными, насыщенными цветом контррельефами входного корпуса, или между легкой, блестящей, стеклянной поверхностью объема концертного зала и весомой, круто замешанной пластикой композиции его козырька. Многоцветные панно обращенных в парк торцов также решали определенную пластическую задачу, только чисто живописными средствами.

Принцип контрастных сопоставленийВ этом отношении Дворец пионеров несет в себе черты начального этапа развития современной архитектуры в городе. Подходя к анализу пластики стены, нельзя не учитывать общих, господствующих тенденций формообразования, о которых мы говорили выше. И в этом случае важнейшим положением является тесная взаимозависимость между геометрией объема и пластикой формы, в том числе пластикой стены, ее тектонической сущностью.

Предыдущая статьяАрхитектурное пространство площади
Следующая статьяРационально организованная и выразительная в композиционном отношении архитетура