Архитектурное пространство площади

Архитектурное пространство площади

Советов конкурсной программой были отведены два участка на юго-западе города, первый из которых (участок А) располагался на отметке 82,2 м в 700 м от высотного здания МГУ, второй (участок Б) — в 3 км.

Большая часть участников конкурса выбрала участок А (из-за высокого местоположения), однако задача в данном случае осложнялась соседством с гигантским зданием университета: при объеме 2 млн. м3. это высотное сооружение имеет разветвленную сложно объемную условиям решения творческой задачи. форму, простирающуюся на большие расстояния.

Размеры Дворца Советов относительно невелики (его объем определен программой конкурса в 500 тыс. м.); функциональное содержание Дворца не требовало увеличения состава и величины основных помещений и размеров сооружения в целом.

Архитектурное пространство площадиПеред проектировщиками встала труднейшая задача — соединить в одном ансамбле большое и малое и сделать главным меньшее по величине.

Избежать сопоставления с высотным зданием МГУ не представлялось возможным при любом расположении Дворца Советов на участке А. Поворот его главного фасада к университету непосредственно включал Дворец Советов в орбиту влияния высотного здания. При ориентации главного фасада Дворца Советов на юго-запад с устройством большой эспланады перед ним он воспринимался бы на фоне гигантского силуэта МГУ.

Задача масштабного соразмерения этих сооружений казалась неразрешимой. Высота Дворца Советов должна была быть примерно 30-40 м; высота центральной башни МГУ 240 м, длина фасада университета 450 м, объемы корпусов физического и химического факультетов, обращенные к месту расположения Дворца, равны 300 тыс. мЗ каждый. Передний край участка А находится в 500 м от фасада главного корпуса МГУ и в 200 м от корпусов факультетов, участники обсуждения конкурсных проектов считали, что Дворец Советов (с его относительно небольшими размерами) в этой ситуации будет лишь одним из второстепенных архитектурных элементов, а не доминантой, которой он должен стать по своему идейно-художественному и функционально-практическому значению.

Предыдущая статьяФранцузский классицизм в творчестве московских архитекторов эпохи просвещения
Следующая статьяПринцип контрастных сопоставлений