Рационально организованная и выразительная в композиционном отношении архитетура

Эстетическая механика

Разумеется, столь богатая пластика, обусловленная в значительной мере идейно-художественным соображениям, допустима лишь в уникальных зданиях. В массовом строительстве разнообразие и индивидуализация образных качеств зданий и архитектурных комплексов достигаются более рациональными средствами: выделением отдельных структурных элементов, группировкой объемов, сочетанием в комплексах зданий различной формы и этажности, изменением пространственной ориентации объемов, использованием цветовых контрастов, введением дополнительных «малых» форм, пластики и т. п. Эти поиски характерны как для гражданского строительства, так и для промышленных объектов, архитектурно-композиционные качества которых в последние годы заметно улучшаются.

Примером рационально организованной и выразительной в композиционном отношении застройки промышленного предприятия может служить главный корпус Волжского автомобильного завода в г. Тольятти (1966—1970 гг.), композиция которого построена на сочетании протяженной стены из крупных панелей с ленточным остеклением и восьми выступающих корпусов бытовых помещений, которые образуют ритмично расчлененный силуэт, позволивший избежать монотонности горизонтального объема (рис. 249). Внимательно разработаны интерьеры завода как производственных цехов, так и бытовых помещений, обеспеченных необходимым комфортом. Интересно решены обширные вестибюли цехов.

Примером удачного использования в целях композиционной выразительности технологически обоснованных коммуникационных элементов может служить производственный корпус нового комплекса издательства «Правда» в Москве (руководитель авторского коллектива П. Алексеев; 1982 г.), в котором вынесенные в отдельные объемы лестницы и грузовые подъемники позволили использовать на фасаде здания пластически яркий строй монументальных вертикалей, ставших основой его простого, но впечатляющего внешнего облика (рис. 250).

В 50—80-е годы были разработаны и откорректированы генеральные планы большинства городов СССР. Новый генплан Москвы, как и ранее, занял ведущее место в этой огромной работе. Технико-экономические обоснования плана были утверждены правительством в 1966 г.; окончательное утверждение генерального плана Москвы ЦК КПСС и Совета Министров СССР состоялось в 1971 г. Рассчитанный на 25—30 лет, генплан устанавливает постоянную территорию города— 87,5 тыс. га (в границах МКАД). Город рассматривается в тесной связи с пригородной зоной, с учетом производительного потенциала всей области.

Выделяется лесопарковый пояс вокруг Москвы, связанный с зелеными массивами на ее территории. Новая архитектурно-планировочная структура делит город на восемь комплексных планировочных зон, градострои — тельно объединяемых развитой системой общегородского центра.

Звездообразная структура центра трактуется как система центров зон, связанных главнейшими магистралями с ядром города — его историческим центром, основные функции которого по плану — административные и культурно-просветительные. Зональные центры, как правило, тяготеющие к зеленым массивам, связаны с зонами отдыха. Основу транспортной схемы составляет историческая радиально-кольцевая система, дополняемая сетью скоростных дорог s обход существующего центра.

Планомерное развитие Москвы и других городов СССР с четко зонированной застройкой промышленных зон, селитебных территорий и городских центров позволяет рационально организовать городские пространства. Индустриальный метод строительства позволяет ускорить решение основных архитектурных задач, а высокий уровень профессионального мастерства архитекторов и строителей должен обеспечить качество архитектурно — художествечной композиции, необходимое для решения основных социальных и идеологических задач архитектуры.

Предыдущая статьяПринцип контрастных сопоставлений
Следующая статьяАрхитектурные руины в современном мире