Пилястровая церковь

4
Нуэстра Сеньора дель Пилар

Принцип пилястровой церкви как зальной с фланкирующими капеллами вместо боковых нефов воплощен в юго-западноевропейских церквях позднего романского стиля и готики. Там капеллы встроены в наружную каркасную систему = «вставные капеллы».

Поперечные стены и свод Иль Джезу также работают как контрфорсы против сдвига свода среднего нефа. Непосредственным предшественником Иль Джезу является церковь Сант-Андреа в Мантуе. Виньола добавляет к этой схеме еще купол средокрес- тия. Схема Иль Джезу становится прототипом римских иезуитских церквей.

Развитие римской пилястровой церкви:

— плоскостное членение боковых стен сдвоенными пилястрами и тяжелым нераскрепованным карнизом

— низкие боковые капеллы с алтарями на наружных стенах

— главный и поперечный нефы имеют бочарные своды

— капеллы с поперечными бочарными или плоскими сводами

— 2-этажный ренессансный фасад с фронтоном и боковыми волютами, но с двойными ступенчато выдвинутыми пилястрами и круглыми колоннами среднего портала

— порталы с фронтонами

— по сравнению с ритмически поступательными сдвигами элементов стен ренессансных церквей мощное пространственное воздействие «из одного куска»; полуциркульные арки боковыми капеллами утрачивают впечатление аркад, обозначая лишь отрезки пространства

— в начале XVII в. оживление фасада за счет выраженной ступенчатой разбивки перед зоной портала

— раскреповка карнизов

Рим, Сант-Андреа делла Валле. Оснащенное бочарным сводом продольное здание с купольными нишами-капеллами без эмпор. Тамбурный купол особенно подчеркивается усиленными пролетными конструкциями перед каждой из четырех сторон средокрестия. Двухэтажный фасад со сдвоенными колоннами

Мюнхен, театинская церковь Санкт-Каетан. Тамбурный купол и башни фасада. Фасад. Первая в Баварии купольная церковь по образцу иезуитских церквей. Базиликальное продольное здание, разная длина пролетных конструкций. Внизу. Кафедра работы А. Файстенбергера

Сарагоса/Испания, Нуэстра Сеньора дель Пилар, арх. Эррера Мл. 3-нефная церковь с боковыми капеллами. Купол над средокрестием и 10 боковых куполов, 4 угловые башни, 2 фасада, общая длина здания 140 м. Монументальные столбы. Капелла милосердия «Девы на I столбе» во 2-й западной травее

Мафра/Португалия, монастырская церковь и дворец, арх. Людвиг. Симметричное расположение; фасад церкви включен в фасад дворца; по схеме Иль Джезу. 3-апсидная восточная секция здания.

— вытеснение пилястров колоннами ; распространение этого римского типа фасадов также и во Франции

— придание пластических форм окнам и нишам

— похожие на ложи «короли» над капеллами или на стенах между пилястрами

— в расширенных формах они образуют над капеллами эмпоры, своды которых иногда врезаются сбоку в основной бочарный свод среднего нефа, образуя крестовый свод

— размашистая разбивка линии, помпезная штукатурная облицовка, витые колонны

— оптическое расширение внутреннего пространства путем освещения хоров и боковых капелл, когда алтари располагаются на восточных стенах

— соединение боковых капелл создает впечатление боковых нефов

Очень широко эти принципы применяются в 3-нефном продольном здании собора Св. Петра которое Мадерна в 1607-1612 гг. пристраивает к ренессансному центрическому зданию.

— запланированные Бернини в 1631 г. боковые башни над соединительными осями не возводятся, но ансамбль из купола между двумя боковыми башнями остается излюбленным мотивом барокко

— портик по всей ширине фасада и отказ от фронтона с учетом купола

В раннебарочных фазах в остальных странах Европы главную роль играют итальянские архитекторы и строители.

В Испании пилястровая церковь объединяет традицию однонефной зальной церкви со вставными капеллами и схемой Иль Джезу, но расширяется и до 3-нефной.

Для Португалии характерны центрические сооружения над круглым или 8-угольным планом. Среди продольных зданий преобладает пилястровая церковь.

Форарльбергская архитектурная схема

Почти полного освобождения южногерманской барочной архитектуры от итальянских образцов удается добиться архитекторам и ремесленникам из городка Ау в Форарльберге. Главные представители: Михаэль Тумб ; Кристиан Тумб ; Петер Тумб ; Михаэль Бер ; Франц Бер ; Иоганн Михаэль Бер ; Фердинанд Бер ; Каспар Моосбруггер.

Их схема получает распространение по всей южной Германии и Швейцарии. Заказчиками являются премонстранты и бенедиктинцы:

— пилястровая церковь = однонефная со столбами, примыкающими к стене, между которыми ниши-капеллы вместо боковых нефов

— выше располагаются эмпоры, прорезающие пилястры и превращающие их в свободностоящие столбы

— отсутствие венчающего карниза

— поперечный неф уже среднего и выступает лишь незначительно

— втянутое продольно вытянутое алтарное помещение. Столбы идут вверх от базы в виде свободностоящих столбов, в результате чего хоры образуют зал с эмпорами

— бочарный свод продольный над средним нефом и поперечный над нишами-капеллами и эмпорами

Идеальным воплощением форарльбергской схемы считается аббатская церковь в Обермархтале, но есть и другие варианты:

— добавление центрического сооружения

— полукруглое завершение поперечного нефа и равная ширина среднего нефа и хоров

— поздние столбы продольного здания также изолируют в зоне капелл от стены

— отсутствие гуртов свода и выпукло изогнутые эмпоры и свод с «гваринесками»

— заимствование схемы другими архитекторами

Зальная церковь германского позднего барокко

Скромная однонефная зальная церковь наряду с многообразными членениями пространства основных творений культовой архитектуры всегда играла определенную, подчиненную роль. Из-за проблем с конструкцией перекрытия она была, как правило, небольшой и строилась в качестве приходской или придворной церкви.

В начале XVIII в. некоторые крупные архитекторы стали рассматривать ее как идеальный исходный план для унификации продольного сооружения, отвергающего все вспомогательные помещения, кроме эмпор. Снова появляются небольшие и совсем маленькие церкви, но сосредотачивающие в себе всю гамму технических и художественных возможностей.

В это же время во Франции начинается с появлением стиля режанс поздняя фаза барокко. Продолжение режанса — рококо — в Германии утверждается сначала в дворцовых сооружениях, а затем и в декоративном оформлении церквей.

Южногерманское рококо:

— часто упрощенное членение горизонтальной проекции и фасада, но и сложные пересечения пространств

— рококо является декоративным стилем для внутренних помещений, главный признак его — несимметричность

— гротескные формы окон и несимметричные формы рокайльных орнаментов как повторяющийся мотив оформления алтаря

— ангелочки, отдельные скульптурные группы и орнамент в виде вьющихся растений из штукатурного гипса и дерева, окрашенных в пастельные тона, позолоченных или посеребренных

— оптическое дополнение

— закругление утлов, в т. ч. на раскреповках и капителях