ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ РОМАНСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВО ФРАНЦИИ И В РЕЙНСКОЙ ОБЛАСТИ

Нотр-Дам-ля-Гранд

Архитектурные направления. Этот редко употребляемый сегодня термин обозначает архитектурную схему, характерные формы которой повторяются в группе сооружений с устанавливаемыми границами. Такие более или менее типизированные сооружения могут:

а) относиться к определенному географическому региону, например, овернские зальные церкви с эмпорами;

б) являться выражением политических, духовных или литургических уложений, напр.. реформа Хирсау, 108 и след; цистерцианская архитектура, 140 и след.

Их сконцентрированное распространение в каком-либо регионе не исключает того, что там могут встречаться или даже превалировать по числу другие архитектурные формы.

Так, в Аквитании наряду со столь широко, как нигде в других местах, распространенными здесь купольными церквами существуют также и многочисленные зальные церкви с бочарным сводом, а в южной Франции наряду с типичными зальными церквями также и важные в художественном отношении базилики и церкви с эмпорными залами.

Кроме того, любой архитектурный канон допускает и многочисленные вариантные отклонения, что обусловлено менее строгим строительным надзором или особенностями местных архитектурных традиций.

КЛЮНИ И БУРГУНДИЯ

Клюни, 909 г., самый крупный в Западной Европе монастырь, является носителем идеи крестового похода, Реконкисты в Испании и литургического обновления в монашестве, к которому до 1200 г. присоединилось около 1500 аббатств и монастырей Запада.

От Клюни отталкиваются многочисленные церковные постройки в Бургундии, но бургундский стиль не является обязательным для отделившихся монастырей, как это имеет место среди цистерцианцев. Базилика в Везде — в отличие от связанной системы — поделена на тра- веи с крестовым сводом, а отделения в среднем и боковых нефах одинаковой длины. Это уже предвестник готики.

Клюни

В подражающих античным образцам деталях — уважение к римским руинам на территории Бургундии:

— боковые нефы выходят за поперечный

— ступенч. хоры, полукруглые апсиды

— обход хоров с венком часовен

— поперечные нефы

— предцерковь с притвором и крипта

— высокие боковые нефы

— 3-частное строение стен

— полуциркульные арки, также стрельчатые арки в разделяющих нефы аркадах и ребрах сюда

— круглый и стрельчатый бочарный свод

— крестовый свод иногда в боковых нефах, а также и в среднем нефе

— колонны без каннелюр

— пилястры с каннелюрами

— столбы со служебными колоннами

— скульптурные украшения в тимпане, портале и на капителях

— 2 башни на западной стороне, башня над средокрестием

АКВИТАНИЯ

Охватывает территорию вокруг Пуатье, Лиможа, Сента, Бордо, Ангулема и Перигё. В отличие от церквей Иль-де- Франс, бассейна Луары, Нормандии и Бретани, у которых в основном открытые стропильные фермы, здесь все продольные здания имеют своды. Около 60 купольных церквей XII в. накладывают на Аквитанию особый отпечаток :

-в большинстве своем однонефные церкви с 2-4 куполами, отчасти с большими пролетами — до 24 м над нефом

— иногда над хорами и крыльями поперечных нефов

— купола из квадра не имеют стропильных ферм, а перекрываются известняковыми плитами

— в крупных церквях проходы на высоте подоконного парапета в толстых стенах, поддерживаемых декоративной аркатурой

— в некоторых церквях Ангумуа есть проходы, облегчающие путь к хорам

— в Перигё, Сен-Фронт, они идут через все пилястры

— обход хоров с венком часовен

— в крупных церквях часто начинаются непосредственно от замкнутых полукругом хоров

Зальная церковь с одним продольным нефом с круглым или остроконечным бочарным сводом встречается чаще, базилика реже, но у нее большие размеры

Перигё/Аквитания, Сен-Фронт. Купольная церковь, предположительно по образцу церкви Апостолов в Константинополе, 47, и Сан-Марко в Венеции, центрическое сооружение над греческим крестом с 5 куполами на пандативах; бочарный свод в крестообразных выемках столбов. Крыша с перекрытием каменными плитами

Клермон-Ферран/Овернь. Нотр-Дам-дю-Порт. Ступенчатый зал с змпорами. Бочарный свод над средним нефом, четвертные цилиндрические своды над эмпорами, крестовые своды в боковых нефах. Обход хоров с часовнями. Идущее уступами к средней части поперечное здание образует мощный поперечный ригель, типичный для Оверни

Нотр-Дам-дю-Порт

Пуатье/Пуату, Нотр-Дам-ля-Гранд, Зальная церковь с 3 нефами с бочарными сводами и сильно возвышающимся средним нефом и узкими боковыми нефами. Знаменитый фасад. 3 сильно профилированных портала; богатое украшение полей над порталами в виде фигур людей или животных. Угловые башни на колоннах

Сент-Савин-сен-Жартемп/Пуату, церковь при аббатстве. Зальная церковь с высоким средним нефом, но без освещения. Расписной бочарный свод, без гуртов. Облицованные мрамором ордерные столбы. Продольные бочарные элементы сводов боковых нефов, прорезанные поперечными сводами, образуют крестовые, раскрывающиеся до шелыги среднего нефа

Зальная церковь с 3 нефами :

— 3 бочарных свода или крестовые в боковых нефах

— фасады с фронтонами, похожими на дом, одно- или многоярусными декоративными аркадами

— все более богатые архитектурные украшения и орнаментика

— глубоко эшелонированные порталы

— полукруглые и многоугольные хоры с 3-зонным членением, а также 2- и 4-ярусные

— ступенчатые хоры, обход с венком часовен

— высокие аркады глубже пяты свода среднего нефа; в XII в. стрельчатые

-цилиндрические ордерные столбы, в XII в. члененные из 4 трехчетвертных колонн

— настенная и потолочная роспись

— двускатная крыша и небольшое число башен

ПУАТУ, СЕНТОНЖ

Создают собственный тип фасада: западный развит до великолепной показательной стены, часто не отражающей поперечный разрез помещений, но копирующий античные триумфальные арки и городские ворота. Сильно профилированный главный портал обрамлен декоративными арками.

Верхний этаж имеет такую же декоративную организацию или расчленяется арками, богато украшенными скульптурами. Угловые башенки иногда опираются на пучки тонких колонн. Зальная церковь также имеет территориальные особенности:

— 3 нефа; средний неф с полукруглым или стрельчатым продольным бочарным сводом, позже с гуртами; выше боковых нефов, но без окон

— боковые нефы уже среднего, с четвертными или полуцилиндрическими, ползучими цилиндрическими или крестовыми сводами

— иногда импозантные башни; или вместо углов верхнего этажа колонны или столбы

— важные внутренние росписи

ОВЕРНЬ

Этот регион характеризуется многонефными зальными церквями с эмпорами, XII в.. Речь идет о церквях со ступенчатыми залами, т, к. их средние нефы выше, чем своды эмпор над боковыми нефами:

— бочарный свод без подпружных арок и карниза в среднем нефе

— крестовый свод в боковых нефах

— эмпоры с четвертными цилиндрическими сводами и окнами над боковыми нефами

— «овернский поперечный ригель» = мощное здание между продольным зданием и хорами, разделенное на 5 травей, идущих уступами к средокрестию; внешние травей с поперечными цилиндрическими сводами, над боковыми нефами с четвертными сферическими сводами, отделение от средокрестия висячими арками, аркадные проемы в перекрытии арок

— 8-угольная башня над средокрестием с окнами, тромпами и монастырским сводом

— хоры с каменным перекрытием, ниже продольного здания, с обходом и плоским венком часовен, над ним верхние оконные проемы

— мозаичный каменный узор

— ценные скульптуры

ПРОВАНС

Многонефная зальная церковь:

— средний неф с продольным цилиндрическим сводом

— боковой неф с продольным цилиндрическим или крестовым сводом

— слегка наклонная каменная крыша на своде без стропильной фермы

Базилика:

Средний неф с цилиндрическим сводом, круглым или стрельчатым, узкий

— верхние оконные проемы часто только с одной стороны

— боковые нефы узкие со сводами

— поперечные балки и купол над средокрестием одной со средним нефом высоты

— восточные сооружения низкие, отделены арочной стеной

— скульптурные украшения порталов по римским образцам

— многочисленные подражающие античным, хорошо скопированные декоративные детали

Однонефная зальная церковь:

— стрельчатый бочарный свод с подпружными арками

— рядное расположение часовен

— многоугольные апсиды с арками, пилястрами и колоннами

— башни над средокрестием

— крытые крестовые ходы, часто со скульптурным украшением

ЮГО-ЗАПАДНАЯ ФРАНЦИЯ

Видно смешение архитектурных форм соседних с ней территорий. До границы с западной Испанией преобладает многонефная зальная церковь:

— столбы с тонкими колоннами, переходящими в гурты продольного цилиндрического свода

Зал с эмпорами:

— эмпора с цилиндрическим сводом

— в Тулузе в крупной романской церкви трансепт из 3 нефов с эмпорами

— обход хоров с венком часовен

— квадратные столбы с полуколонными контрфорсами

— скульптуры на капителях и порталах

Базилика в единичных случаях:

— крестообразный план

— продольный цилиндрический свод в среднем и боковых нефах

— с верх, окнами с одной стороны

Однонефная зальная церковь:

почти всегда без поперечного здания

Многочисленные небольшие одно- нефные сооружения:

— здание освещено с одной стороны

— с квадратом для хоров или без

— круглая или многоугольная апсида

— иногда башня над хорами

Распространены кирпичные сооружения

РУССИЛЬОН И КАТАЛОНИЯ

До середины XIII в. Каталония представляет собой единое целое с юго- восточной Францией. Сотни разнообразных романских церквей накладывают на этот край неповторимый раннероманский отпечаток, отличающий его от всех остальных европейских стран:

— преимущественно многонефные зальные церкви с 3 апсидами или однонефные зальные церкви с поперечным нефом павильонного типа или без него, 1-3 апсидами и башней над средокрестием

— изредка хоры в виде трилистника или обход хоров

— бочарный свод с подпружными арками или без них; сверху каменная кладка или земляное покрытие, благодаря чему каменные плиты слегка наклонной двускатной крыши кладутся без деревянной стропильной фермы

— открытая стропильная ферма

— круглые, квадратные или члененные

столбы с контрфорсами, редко колонны

— красочные фресковые росписи

— слабо освещенные, похожие на пещеры внутренние помещения

— наружное строение приземистое, слабо члененное

— ниже крыши венок ниш

— кладка из бутового камня или квадра

— иногда крипта и большие башни

— крестовые ходы со скульптурными украшениями

Отдельные важные базилики:

— прод. бочар, свод в ср. нефе -деревянное перекрытие ; освещение с одной стороны

Корбера/Каталония. Однонефное сооружение с поперечным нефом и 3 апсидами, квадратной башней над средокрестием, возведенной над куполом, стройная колокольня

Тагуль/Каталония. 3-нефная церковь освещается через маленькие окна апсид. Благодаря открытой стропильной ферме и тонким гладким простенкам на цилиндрических колоннах интерьер напоминает амбар. Колонны ухрашены зубчатыми фризами; лизены между полуциркульными фризами украшают внешнюю часть хоров и отдельно стоящую колокольню. Фрески

Риполь/Каталония. 5-нефная базилика, первоначально с дерев, перекрытием, поперечный неф со сводом. Двойной крестовый ход. Скульптурные украшения портала

Сент-Трините/Руссильон. Од- нонефная зальная церковь, темная как пещера

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ИСПАНИЯ

На основе вестготского «арте прероманико» и исламских архитектурных форм возник раннероманский мосарабский смешанный стиль. А из общих с юго-западной Францией политических и архитектурных традиций вырастает испанский романский стиль.

К середине XI в. испанцы отвоевывают у арабов территорию до линии по рекам Эбро-Дуэро, к началу XII в. до р. Тежу, а к началу XIII в. до р. Гвадиана. В тех же масштабах распространяется на юг страны церковное строительство. В северной Испании до середины XII в. возводятся крупные и небольшие церковные сооружения, в т. ч. и такие значимые, как кафедральный собор в Хаке, церковь Сан-Исидоро в Леоне, с таким же, как у церкви Сен-Сернен в Тулузе, планом, и представляющими огромную ценность скульптурными украшениями.

Преобладает многонефная зальная церковь. Ее форма соответствует церквям Каталонии и юго-западной Франции. Особенно в Кастилии к одной или двум продольным сторонам церкви добавляются портики с аркадами и деревянные потолки или своды.

Крупные церкви позднероманского стиля и переходного периода в Леоне и в Арагоне представляют базилики с крестовым сводом.

Базилики:

— тяжелые архитектурные формы

— низкие стрельч. аркады под толстыми стенами среднего нефа

— ребристые своды с мощными ребрами, гуртами и замковыми камнями

— пластические формы

— капители с фигурами и листе, орнам.

Наряду с этим продолжают существовать также зал и зал с эмпорами, как в Сантьяго.

 

Предыдущая статьяУсадьба Грузино на Волхове
Следующая статьяАрхитектура Ренессанса