Архитектурная школа Хирсау

8
Турне, кафедральный собор

С 1079 г. бенедиктинский монастырь в Хирсау становится центром реформаторских идей аббатства Клюни — 200 бенедиктинских монастырей на территории с населением, говорящем по-немецки. Многие из этих сооружений в духе идей Хирсау, обусловленных реформированной литургией. Однако часто доминируют и местные традиции. Поэтому понятие «архитектурная школа Хирсау» не является бесспорным.

Колонная базилика

— западный фасад с двумя башнями

— предцерковь на западе

— плоское перекрытие

— поперечное здание на востоке

— прямоугольное или апсидиальное завершение хоров

— 5-частные ступенчатые хоры

— «бенедиктинские хоры», т. е. открытые в сторону боковых помещений

— выделяющееся средокрестие = chorus major

-восточная травея продольного здания со столбами и алтарной преградой = chorus minor

— примыкающие западные травеи с колоннами

— немногочисленные декоративные формы

— нет крипты, эмпоры, вестверка

ТЕРРИТОРИЯ МЕЖДУ РЕЙНОМ И ЛУАРОЙ

В регионе резиденции Карла Великого, на территории салических королей и династии Штауфенов, а также в коронной земле Франции в период позднего Средневековья образуется ядро художественного развития Западной Европы с общими тенденциями. Преобладает крестообразная базилика:

— связанная система, также поперечно-вытянутая форма травеи

— выделяющееся средокрестие

— поперечное здание

— «вертикализм»

По образцу Хирсау

— 2- и 3-зонное членение стен: разделяющая аркада — эмпора — верхние световые проемы; в период перехода к готике и 4-зонное

— сразу же или позже сооружаются полные своды

— столбы квадратные с полукруглыми контрфорсами или крестообразные

— чередование столбов и опор

— также колонная базилика

— только полуциркульные арки

— завершение хоров полукруглое

— декоративные арки часто опираются на колонны

— кубическая капитель

— полуциркульный фриз, лизены

— карликовые галереи, сначала в Трире

— скульптурные украшения

— фасады часто с двумя башнями

— у крупных церквей группы башен

— крипта часто очень просторная

Самобытностью отличаются:

1) территория в низовье и верховье Рейна;

2) бассейн реки Маас;

3) бассейн реки Шельда;

4) Эльзас;

5) территория вокруг бассейна Сены.

Вокруг бассейна Мааса доминируют влияния Рейнской области; в бассейнах Шельды и Сены они смешиваются с нормандскими элементами.

Низовье Рейна и бассейн Мааса в Средние века практически единое культурное пространство. В епархиях Кельна, Трира, Люттиха, Утрехта хотя и появляются разнообразные формы, доминируют нижнерейнские строительные схемы. Пример для оггонского периода: Нивель, церковь Св. Гертруды, освящена в 1046 г. Она с 2 хорами, но имеет, как восточные отгонские крупные постройки, 2 поперечных нефа и плоское перекрытие; при этом квадратное средокрестие не является модулем для плана, а боковые нефы, поперечные здания, средний неф эшелонированы по высоте.

Нивель, церковь Св. Гертруды

Застывших форм не было и в конце XI, и в XII в. Только два примера из великого множества: Маастрихт демонстрирует свой вариант связанной системы, поперечно вытянутые формы травеи, аналогичные бургундским.

Второй великий расцвет архитектуры на территории в бассейнах Рейна и Мааса приходится на период правления династии Штауфенов с середины XII в..

Бассейн Шельды

Сооружения во фландрском стиле. Базилика:

— нефы высокие и длинные

— широко раскрытые эмпоры равны по высоте первому этажу

— башня над средокрестием. Суаньи, Сен-Венсан — главное раннероманское сооружение:

— 3-зонное членение стен; чередование опор, перед основными расположены уступами к плоскому перекрытию контрфорсы

Турне, кафедральный собор — расцвет романского стиля:

— 4-зонное членение стен без сквозных контрфорсов; плоское перекрытие

— нижний этаж = квадратное ядро сечения столбов, верхний — 8-угольное ядро

— высокие верхние световые проемы, снаружи с нормандской галереей

Эльзас

Широкое членение стен и приземистые архитектурные объемы. Фасады отличаются изящным членением.

Бассейн Сены

Базилики, как правило, с плоским перекрытием; 3- или 4-зонное членение стен у крупных церквей. Служебные контрфорсы на стенах среднего нефа.

НОРМАНДИЯ И БРЕТАНЬ

В середине XI в. в Нормандии почти без перехода развивается свой оригинальный стиль базилики, на который оказывает влияние раннероманский стиль Бургундии.

В Бретани лишь несколько значительных романских сооружений, характеризующихся нормандским влиянием.

Ранняя форма, еще испытывающая бургундское влияние:

— крутой 2-башенный фасад с выступающей средней частью

— крутой средний неф

— 3-зонное членение стен: аркады с чередованием опор, эмпоры, расчлененные небольшими колоннами; верхние световые проемы

— возможно, первоначально висячие арки

— плоское перекрытие

— выделяющееся средокрестие с квадратной башней

— хоры с обходом

— поперечный неф с проходами в каменной стене

Более поздняя форма :

— базилика с опорами среднего нефа из столбов со служебными колоннами

— плоское перекрытие среднего нефа или открытая стропильная ферма

-с 1115-1120 гг. в церквях Кана 6-частный крестово-реберный свод

— крестовый свод между гуртами в боковых нефах

— 3-зонное членение стен с эмпорами без деления колонн или с трифорием, проходом в стене перед верхними окнами среднего нефа

— ступенчатые хоры

— единая система поперечных зданий

— башня над средокрестием и фасад с 2 башнями