АНГЛО-НОРМАНДСКАЯ АРХИТЕКТУРА

После победы Вильгельма I Завоевателя нормандские правители начинают бурное строительство, одновременно разрушая почти все саксонские постройки. Нормандские епископы и воспитанные в римских традициях архитекторы переносят на вновь сооружаемые и восстанавливаемые здания романский архитектурный стиль Нормандии. В 1093 г. в Дареме применен крестово-реберный свод, а в Кане он был вскоре сооружен как 6-частный.

Основные черты:

— крестообразный план крупных церквей, хоры часто очень длинные

— плоское завершение хоров или полукруглая апсида; также обход хоров

— часовня Девы Марии восточнее хоров добавляется лишь с XIV в.

— башни обычно квадратные; башня над средокрестием; фасад с 2 башнями; однобашенный фасад в Эли имеет германское происхождение

— полуциркульные арки, круглые столбы

— капитель, сходящаяся складками, кубическая капитель с орнаментом, типичные фризы

— 3-частная структура стен в церквях: аркады, похожий на эмпоры трифорий, световые проемы с галереей

— сильно открытые, «с выемками» внутренние каменные стены

— деревянные перекрытия или каменный свод

Ранний период

— неоштукатуренная каменная кладка

— крупношовная wide-jointed

— орнаментирование топором

— архивольты без украшений

Поздний период

— более качественная кладка

— одношовная fine-jointed

— богатые украшения архивольтов и капителей

— тимпанные рельефы

Сохранились только 3 центрических сооружения: Нортгемптон ; Кембридж, Лондон

СЕВЕРНАЯ ИТАЛИЯ

Пьемонт, Ломбардия, Эмилия-Романья, Венеция

Древнехристианская колонная базилика без поперечного нефа и западного здания часто является образцом для раннероманских церквей Италии. Столбы, эмпоры и поперечное здание, выделяющееся средокрестие и двойные хоры составляют отдельные исключения.

Особенности:

— 1 или 3 апсиды

— 2-мерная западная стена

— кирпич, бутовый камень или квадр

— аркадные фризы над лизенами

— венок ниш под крышей

— тонкие стены

— отдельно стоящая колокольня

В период расцвета романского стиля разнообразные формы:

— деревянное перекрытие

— травеи, иногда разделяемые висячими арками, также чередование опор, связанная система

— 2-зонное членение стен

— сводчатые церкви с эмпорами, но часто без верхних световых проемов

— колонны, столбы крестового сечения со служебными колоннами

— фасады плоски, обильно члененные с порталами и окнами, украшенными полосами скульптур, горизонтальньши или наклонно поднимающимися карликовыми галереями

— башня над средокрестием

— крипты часто просторные

Центрические сооружения в качестве церквей или крещален, относящихся к крупным соборным комплексам:

— 8-угольные, круглые или с 4 опорами

— также с эмпорами или обходом и несколько возвышенным центральным помещением

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ

Проторенессанс — термин, введенный Якобом Буркхардтом для установления обратной связи церковных сооружений XI и XII вв. с античными формами в Тоскане и Провансе. Главным творением проторенессанса считается церковь Сан-Миньято. Вместе с соборным комплексом в Пизе это сооружение — одна из первых построек проторенессанса. Хотя план и поперечное сечение собора дальнейшего распространения не получили, аркадные галереи в верхней части фасада встречаются довольно часто: Павия, Лукка, Пистоя, Прато, Эмполи. Мраморные инкрустации становятся характерной особенностью церквей во Флоренции, Пистое, Пизе и др.

Церкви прилегающих местностей отличаются индивидуальными сочетаниями элементов романской архитектуры. Преобладает колонная базилика:

— 3 нефа без поперечного нефа и эмпор, открытое или плоское перекрытие

— монолитные колонны, круглые столбы на каменной кладке или прямоугольного сечения

— чередование опор

— открытая к среднему нефу крипта

— фасад без башен с базиликальным сечением

— отдельно стоящая кампании

— бутовый камень и мелкий квадр, позже квадр и более богатые наружные украшения

— башня над средокрестием, обход хоров, двойные хоры, фасад с 2 башнями, поперечное здание, галерея с нишами, кирпичные постройки с карнизом из перекрещивающихся арок

В областях Марке и Абруцци много- нефные зальные церкви и группа базилик с бочарным сводом с колоннами и куполом над средокрестием.

В XI—XII вв. в архитектурном плане Рим большого значения не имеет.

ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ

Апулия

В 1030 г. норманны захватывают находившееся до этого времени под византийским господством восточное побережье Италии, а позднее и весь юг страны. Норманнский дух в сочетании с местным колоритом проявляется в апулийской группе церквей, расположенных близ Бари — в Бардетте, Трани, Битонто, Трое. Довольно длительное строительство церкви Сан-Никола в Бари привело к тому, что более поздние, но быстрее строившиеся церкви в качестве примера брали тот или иной этап ее возведения.

Колонная базилика, высокая, с плоским перекрытием:

— сквозное поперечное здание, 3 высокие апсиды

— чередование опор

— эмпоры, снаружи колонные галереи над полуциркульными аркадами

— до 5 башен

— хоры с обходом и выстроенные в ряд купола

Сицилия, Кампания, Калабрия

После изгнания с Сицилии в XI в. арабов, находившихся там с 917 г., норманны стали развивать смешанный арабо-византийско-норманнский стиль. Его эклектицизм распространяется до Неаполя, а по времени вплоть до эпохи Штауфенов.

Главными сооружениями являются кафедральные соборы на северном побережье Сицилии в городах Палермо, Чефалу, Монреале.

Колонная базилика:

— стрельчатые аркады и приподнятые; нет эмпор

— перекрытие открытое или арабское сталактитовое

— поперечное здание и высокие хоры

— 3 апсиды, на поперечном здании или перед секциями хоров

— группы башен, фасад с 2 башнями

— богатое украшение

СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Колонизация региона и расширение епархий обусловливают в церковном строительстве зависимость от германских и романских стран. Преобладают небольшие однонефные церкви. Встречаются круглые постройки без опор и изредка с опорами. Иногда имеет место смешение форм.

Норвежские деревянные церкви ставкирки из поставленных вертикально брусьев и мачтовых бревен:

— основная рама = нижняя обвязка

— брусья и внутренние, отдельно стоящие мачтовые бревна не вкопаны в землю

— палисадная стена со световыми проемами

— стабилизация между мачтами с помощью поперечных балок и арочных дисков, у церквей Боргуннской группы — посредством «андреевского креста», а к наружным стенам — арочными дисками

— зал или базиликальное ступенчатое расположение

— средний неф с обходом или без него

В готическом духе: пергола, вимперги, башенки на коньке крыши и апсидах, окна.

Ставкирка типа А как небольшая однонефмая церковь

АРХИТЕКТУРА ЦИСТЕРЦИАНЦЕВ

После того как ютонийская реформа бенедиктинцев постепенно стихла, вновь основанный орден цистерцианцев осуществляет очередное преобразование монашества. По новым строительным правилам было сооружено почти 600 церквей. Эти политически и экономически независимые монастыри стали обрабатывать необжитую землю и приобретать земельные участки. Их церкви легко распознаются по плану и профилю. Примерно до 1150 г. правила соблюдались строго, а затем стали толковаться более широко. В некоторых странах Европы цистерцианские сооружения заложили основу для развития готики.

Базилика:

— деревянная башенка на коньке крыши вместо башни

— продольное здание с плоским перекрытием, позже с ребристым сводом

— настенные пилоны заканчиваются на половинной высоте

— поперечное здание с 2-4 замкнутыми под прямым углом часовнями

— прямолинейное завершение хоров, за ним часовни, прямоугольный или полукруглый обход с венком часовен

— поперечно вытянутые травеи в Бургундии; в Германии сначала связанная система

— отсутствие украшений, тщательная теска камня

— крипта и эмпоры отсутствуют; аркады крестового хода на цоколе из каменной кладки

Фонтене/Бургундия, крестовый ход. Основанное в 1118 г. Бернардом Клервоским и самое древнее из сохранившихся цистерцианских монастырских сооружений.

Маульбронн/Баден-Вюртемберг. По французским прототипам. А — крестовый ход. В — наземный павильон над колодцем. С — базилика со средним нефом из столбов с часовнями в поперечном здании, прямолинейным завершением хоров. Н — летт- нер между помещениями для монахов и лиц, не имеющих духовного звания. Притвор на западной стороне: D — зал капитула, Е — трапезная, F — зал для ведения бесед на нижнем этаже и спальня на верхнем. G — спальня и трапезная для членов ордена, не являющихся духовными лицами Внизу. Маульбронн, монастырская церковь Справа. Понтиньи/Бургундия. Готические травеи в продольном и поперечном зданиях. Хоры, обход и венок часовен полукруглые

ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Наиболее значительные центрические сооружения воздвигнуты в период высокого и позднего романского стиля. Прототипами многочисленных и разнообразно трактуемых построек становятся церковь Гроба Господня в Иерусалиме и кафедральный собор в Ахене.

Формы плана:

— круглая

— 6-, 8- и 12-угольная; также 7-угольная с 14-угольным обходом

— квадратная; крестообразная

— со вспомогательными помещениями

— квадрат с 4 вставленными опорами, особенно в замковых капеллах, которые часто были 2-этажными -> двойная капелла

ЦЕРКОВЬ-КРЕПОСТЬ

Церковью-крепостью или церковью- замком называют средневековую укрепленную церковь, снабженную тол- j стыми опоясывающими стенами с оборонительными ходами и зубцами и дополнительными оборонительными башнями. В приграничных районах и в других небольших незащищенных поселениях такая церковь предоставляет защиту мирному населению. Наиболее известными церквями-крепостами являются трансильванские и южнофранцузские церкви-крепости, часть из которых строилась для защиты от морских разбойников. Церкви-крепости встречаются также в Швабии, в Эльзасе, Швейцарии и Австрии.

Хунавир/Эльзас, церковь-замок. Опоясывающая каменная стена с 6 бастионами сооружена еще в XII в. Первоначальная романская церковь была позже заменена готической

Тартлау/Трансильвания, церковь-замок Преймер В центре. Общий план церкви внутри стен и бастионов с 275 жилыми комнатами, которые пристраивались и встраивались в XV в.

Монмажур близ Арля/Прованс, бенедиктинское аббат- 1 ство, аббатство и крестовый ход | XII в. Готическое башенное сооружение высотой 26 м было возведено в 1369 г, и служило во время войн прибежищем для монахов.

Предыдущая статьяУсадьба Грузино на Волхове
Следующая статьяАрхитектура Ренессанса