Как вы понимаете слово «материя»?

Эстетическая механика

Идет ли речь просто о материале как об осязаемом веществе, как средстве создания зримой формы или вы рассматриваете «материю» более широко, в философском смысле и поэтому используете латинское слово?

— Я, естественно, прежде всего, думаю о материале как об осязаемом веществе. Тем не менее, слово «материя» значит для меня нечто гораздо большее—оно включает и чисто материальные действия, и тесно связанный с ними духовный процесс.

Па «материи» основана значительная часть главных принципов человеческой культуры. Я полагаю даже, что это чудесное слово «материя» как раз и является тем, что соединяет между собой три вида искусства-архитектуру, живопись и скульптуру.

И своих работах я по нахожу никакой другой связи между тремя видами искусства, кроме связи материального характера. Делаю ли я наброски, нишу ли акварелью или масляными красками—все это для меня опыты с различными материалами. Масляная живопись для меня—это соединение цвета и объема. В работе с акварелью я вынужден ограничиваться лишь выбором цветовой гаммы, но тем не менее и здесь также существует зависимость от чисто материального начала, другими словами—взаимосвязь между бумагой, водой и смешанными красками. Эта работа с материалами имеет для архитектора огромное значение. Мне пришлось бы столкнуться с большими трудностями, если бы я задумал выполнить какую-то деревянную скульптуру, не учитывая текстуры дерева, сложившегося характера его волокон. Само дерево, его специфическая структура, определенное направление его волокон и предопределяют будущие формы. Материал, понимаемый как нечто вещественное, осязаемое, «материя» — вот та субстанция, которая объединяет все три искусства.

Материал—это связующее звено. Он сообщает задуманному единство. Нее виды искусства исходят из материала, все они характеризуются именно своей вещественностью. Зависимость от «материи» открывает неисчерпаемые возможности для гармонического синтеза искусств, ведь в конечном счете все три искусства сходны в одном—в своей рабочей теории и даже в коночном результате, если рассматривать явления в их глубокой взаимосвязи. Искусство— это непрерывный процесс облагораживания материала и раскрытия его свойств не ради самодовлеющих форм, по для удовлетворения человеческих потребностей.

Предыдущая статьяКомпозиция архитектурного ансамбля
Следующая статьяПримеры синтеза архитектуры