Дело чести наших архитекторов создать архитектурный стиль, который должен воплощать все лучшее, накопленное архитектурной мыслью человечества в прошлом.
В этой связи остро и по-новому перед архитекторами ставится вопрос о творческом использовании мирового архитектурного наследия, ценнейшей частью которого являются произведения античной архитектуры. Влияние античности на развитие классических направлений европейской архитектуры было очень значительным.
Античное искусство отрицали, забывали и вновь к нему возвращались. Обращение к нему характерно для прогрессивных периодов человеческой истории; оно вызывало новый подъем во всех областях художественного творчества, в архитектуре в особенности.
В реакционные эпохи проявлялось либо враждебное отношение к античному наследию, как в средневековье, либо равнодушное, как в эпоху развитого капитализма.
Для исследования значения античной архитектуры в формировании классических направлений европейской архитектуры, в частности русского классицизма, необходимо глубокое и всестороннее изучение как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней произведений античного зодчества. Главным материалом при этом служат выполненные в разное время обмеры многочисленных памятников архитектуры Греции и Рима. Фотография, так же как и рисунок с натуры, не дает истинных размеров сооружения или его частей и поэтому может служить лишь дополнением к основному материалу — к чертежам, сделанным на основании точного обмера. Если памятник перестал существовать, то своевременно сделанные обмеры остаются совершенно незаменимыми.
Общедоступным источником для изучения являются обмерные чертежи, воспроизведенные в печати, так как оригиналы, хранящиеся в архивах, музеях и библиотеках, используются только ограниченным кругом исследователей. Эти печатные издания прошли различные этапы своего развития: от первых — конца XV века, примитивных в своей текстовой и иллюстративной части, через совершенные по своим художественным качествам увражи конца XVIII — начала XIX столетия до научных трудов нашего времени. Они на всех этапах своего развития играли громадную роль в деле популяризации античной архитектуры, приобщая к познанию античности широкие слои общества, направляя пути развития новой архитектуры, давая творческие импульсы ее создателям, а в периоды спада интереса к античной архитектуре не давая ему окончательно заглохнуть.
Архитектурные увражи в своем содержании и внешнем оформлении отражают характерные черты своего времени. Реставрации, в которых часто представляются произведения архитектуры, обусловлены пониманием античности и эстетическими взглядами каждой эпохи. Текст, сопровождающий графическое изображение памятников, определяет историческую и классовую принадлежность автора. Внешний вид самой книги безошибочно указывает время ее выхода в свет. Качество бумаги, шрифт, способ и степень совершенства репродукции рисунков и чертежей характеризуют технический уровень и художественные вкусы эпохи.
Заглавные листы, фронтисписы, заставки и концовки также соответствуют художественным установкам своего времени. Наконец, посвящения трудов тому или иному лицу часто могут заменить даты, характеризуют социальные взаимоотношения, экономические, научные и художественные связи и представляют интересный исторический материал,
В период с XV до середины XIX века была проведена почти вся основная работа по изучению и графической фиксации памятников античной архитектуры; поэтому архитектурные увражи этого времени имеют большое научное значение, которое дополняется и значительной самостоятельной художественной ценностью их, как уникальных художественных произведений; многие из них, сохранившиеся в небольшом количестве экземпляров, представляют большой библиографический интерес. Характерной чертой архитектурных изданий этой эпохи является репродуцирование иллюстративного материала одним из способов гравирования.
К середине XIX века гравирование таблиц вытесняется литографией, а затем механическими способами воспроизведения. Рисунки с натуры, определяющие современное автору состояние памятника, начинают заменяться фотографиями. Издания удешевляются и получают возможность массового распространения, но резко теряют свою художественную ценность.
Успехи археологии и истории во второй половине XIX века и в наше время способствовали тому, что уникальные художественные издания уступили место научным трудам с большим числом фотографических документов.
Занятие в 1687 году венецианцами Афин пробудило интерес к памятникам этого города и сопровождалось некоторыми обмерными работами. Джакомо Вернеда сделал два рисунка осажденного Акрополя и его план, а Сан Феличе и Коронелли сняли план Афин. В 1707 году план и рисунки Вернеда были опубликованы венецианским адвокатом Франческо Фанелли в его труде исторического характера, где даны описания некоторых памятников Афин с общими размерами.
ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБМЕРЫ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ АНТИЧНОСТИ В КОНЦЕ XV И В XVI ВЕКЕ
Руины древнего Рима с середины XIV века стали живо интересовать первых итальянских гуманистов. В конце XV-XVI веке исследование древних сооружений широко развернулось в Риме — крупнейшем античном центре. Почти все итальянские зодчие того времени углубленно занимались изучением античных архитектурных памятников. Сделанные ими многочисленные описания, зарисовки и обмерные чертежи представляют ценнейший материал для истории древнеримской архитектуры, так как многое, существовавшее еще в эпоху Возрождения, затем бесследно исчезло.