ГОТИКА В АНГЛИИ

Уэлс, кафедральный собор

Английская готика начинается одновременно с сооружением хоров Кентерберийского собора под руководством архитектора Вильгельма из Санса. Полностью она никогда не исчезала вплоть до начала XX в. Время от времени происходили так называемые маньеристские возрождения готики. Даже между 1880 и 1910 гг. в готическом стиле был сооружен кафедральный собор в Труро.

Однако классический период английской готики закончился через 375 лет после своего начала примерно в 1550 г. Деление английской готики на временные этапы привело к расколу среди историков искусства. Предложенная в 1817 г. Томасом Рикманом классификация на ранний английский, украшенный и перпендикулярный стили с переходными периодами в промежутках между ними является настолько удобной и популярной, что дожила до наших дней.

Наиболее ясно стилевые периоды английской готики просматриваются на примере ажурных орнаментов окон. Именно по массверку названы фазы среднего периода. В каталоге форм представлены, по возможности, примеры из всех периодов.

Правда, англо-нормандская архитектура не переняла ни многобашенные сооружения, ни церкви с 2 хорами, которые были столь характерны для континентальной европейской романской архитектуры. Однако, когда в конце XII в. цистерцианцы привносят в Англию готический язык форм, они находят там ту же самую нормандскую традицию, из которой развилась и французская готика.

Но из этой смеси консервативности и прогресса, которая и сегодня считается одной из наиболее удивительных черт английского характера, новый стиль вскоре вырабатывает те особые формы, которые ушли далеко в сторону от пути развития архитектуры в остальной Европе.

Франко-романской традиции соответствуют:

— упорное нежелание отказываться от базилики с эмпорами

— башня над средокрестием

— сохранение второго поперечного нефа по клюнийскому образцу, остающегося определяющим моментом для сходного с монастырским повседневного и литургического устава английского клира. Алтари в поперечных нефах заменяют распространенный в континентальной Европе венец часовен за многоугольным обходом хоров. Ибо восточную часть крупных английских церквей занимает, как правило, обход хоров с плоским завершением, открывающийся в расположенную на хорах капеллу Девы Марии

— огромная протяженность по длине не только у кафедральных соборов но и приходских и аббатских церквей

— аддитивный принцип, когда главный неф, хоры, поперечный и боковые нефы хоров выстраиваются в последовательный ряд как отдельные помещения

— горизонтальная направленность стен среднего нефа

— проход перед верхними световыми проемами

— хоры, строго обособленные с помощью леттнера и боковых ограждений

— монументальный западный фасад, который часто выступает дальше, чем собственно церковное помещение

С начала христианизации в период правления саксонской династии, а затем после объявления Генрихом VIII декларации независимости от Рима английская церковь всегда считала себя единой церковью своей страны. Именно в этом, а также в связи с монастырским происхождением большинства английских кафедральных соборов лежит, очевидно, причина того, что и сегодня эти соборы являются скорее резиденциями, чем только епископальными церквями.

Английский кафедральный собор редко располагается в гуще городских домов, как это принято во Франции или Германии. Обычно внутрь просторного английского собора, по краям которого лежат небольшие дома соборного капитула, ведут до 4 ворот, похожих на крепостные ворота и часто богато украшенных скульптурами и росписями. Возвышающийся в центре большого зеленого газона собор предстает в виде громадной модели самого себя.

Порталы без скульптурных украшений покоятся на высоких цоколях. Фасад раннего периода усеян рядами аркад и громадными высокими нишами или группами по 5 окон. Позже в нем делается оконный проем, через который открывается ширина и высота среднего нефа. Другие окна, как снаружи, так и изнутри, вписываются в непрерывную аркатуру.

Каркасная система не имеет большого функционального значения и могла бы вообще отсутствовать, например, в соборе Уэлса. С другой стороны, из-за статических недостатков каркасной системы в большинстве крупных церквей рано или поздно происходило обрушение башен над средокрестием.

Западные башни редко являются частью фасада. Как правило, они стоят по бокам фасада или даже за ним; позже они не очень органично устанавливались на нем. Центром сооружения является, однако, башня над средокрестием: 4-угольная, часто сохранившаяся от романских сооружений и украшенная готическим орнаментом, с зубцами или маленькими башенками на краю платформы, реже с венчающим шпицем.

Пристройки несут монастырские черты. На южной стороне нефа находится крестовый ход с корытообразным умывальником для монахов и трапезная с площадкой для чтения молитв.

Зал капитула в большинстве случаев традиционно прямоугольный. Однако в 8- или 10-угольной форме он является особым проявлением английской готики и не имеет аналогов в континентальной Европе. Как драгоценная пиксида из цветного стекла с веерным сводом, возвышается он над расположенными вокруг скамьями.

План и архитектурная схема крупных английских готических церквей никогда существенно не изменялись: 3 нефа с одним или двумя поперечными нефами и закрытым со всех сторон хором, в котором сегодня отправляются небольшие богослужения, а за ним капелла Леди. Средний неф обычно узкий и лишь немного выше боковых, из-за чего кажется более длинным.

Все 3 яруса изолированы один от другого, сначала ритмично поделенные на травеи, но не служебными колоннами, как это принято в нормандской романской архитектуре или французской готике. Многочисленные маленькие декоративные колонны из черного пурбекского мрамора создают впечатление легкости и подвижности.

Почти до середины XIII в. вокруг ствола основной колонны отдельно устанавливается от 4 до 20 и более таких миниатюрных колонн, прикрепляемых к кольцу в середине ствола колонны. Эти маленькие колонны, увенчанные чашевидными, реже с лиственным орнаментом капителями, всегда заканчиваются на том ярусе, где они стоят, В «украшенном» стиле они, правда, послойно соединяются каменной кладкой с ядром основной колонны, мягко перетекая грушевидным профилем в глубокие выкружки.

Но с появлением в XIV в. стирающей ярусность высокой аркады они соединяют, как во Франции, образуя травеи, столбы аркады и свод. Слабо члененные плоские деревянные перекрытия раннего периода и вервюрный свод среднего и позднего еще больше усиливают впечатление свободной анфилады главной аркады и аркады трифория.

Если считать «захватывающий ритмический пафос французских кафедральных соборов» абсолютной нормой для готики, то недостаточное органичное увеличение высоты раннеанглийской стены означает отход вспять почти до французско-норманнского периода. Зато при этом внутреннее пространство приобретает воздушность и широту, даже определенный домашний уют.

С другой стороны, отдельные помещения обособляются друг от друга с помощью «экранирующих перегородок» — похожих на леттнер каменных решеток. Глаза наблюдателя часто натыкаются на помехи, а перспективный вид по диагонали в большинстве случаев вообще невозможен. Отсутствует последовательное притяжение взгляда от западной части к хорам. Центром здания является средокрестие под сводом башни. Все это иначе, чем во Франции.

И только с началом сооружения капелл в период династии Тюдоров становится заметной тенденция к обозримой зальной церкви, но и это происходит намного позже, чем в континентальной Европе. Самыми значительными примерами такого сооружения являются Королевская капелла в колледже Кембриджа и капелла Генриха VII за хорами Вестминстерского аббатства. Кажущиеся бесконечными повторения одних и тех же схем стен и свода служат здесь, несомненно, цели унификации пространства.

Правда, у некоторых крупных кафедральных соборов имеются фигурные украшения фасадов, часто на значительной высоте. В некоторых тимпанах «украшенного» стиля, как и на несколько чванливых порталах в стиле Тюдор, есть наружные скульптуры, а северный портал церкви Сент-Мери Редклиф в Бристоле полностью покрыт орнаментами.

В целом, однако, акцент декоративного убранства смещен внутрь церквей. Аркады утончают стены боковых нефов, пояски карнизов украшены множеством оригинальных орнаментов, над окнами и аркадами установлены изогнутые карнизные доски-слезники, заканчивающиеся небольшими консольками в виде самых разнообразных скульптур. Следует упомянуть также и о носках, полностью или частично выступающих из арок и стержней, образуя орнаменты в виде листьев или кружевных кромок.

В традиции цистерцианцев, служебные колонны сводов начинаются не от пола, а часто от многоцветной консоли в зоне аркады или трифория. И в своде не упущена ни одна возможность украсить разноцветными замковыми камнями точки соединения ребер. Тысячи отдельных фигурок на 1500 таких bosses «населяют» свод кафедрального собора и крестовый ход в Норвиче. Зато почти полностью отсутствуют монументальные украшения в виде фигур людей и животных.

Напрасны попытки обнаружить на колоннах изображения апостолов, на алтарях рельефы, а под аркой триумфальный крест. На некоторых капителях в Эксетере и Уэлсе среди листьев сидят маленькие птички, трогательные своей редкостью, а не художественным значением. В 8-угольном храме в Или есть несколько капителей с рельефным изображением фигур людей, а на хорах собора в Линкольне трудно обнаруживаемые ангелы. Резные же подпорки для головы на церковных скамьях очаровательны и остроумно исполнены.

Той же самой традиции, что сделала известными во всем мире британских судовых плотников, обязана английская архитектура и появлению открытых стропильных ферм. Они перекрывают большинство церковных помещений и эволюционируют от простой крыши фургона до самых искусных деревянных перекрытий, часто сказочно красиво разукрашенных.

Первые готические своды являются 4-частными крестовыми ребристыми конструкциями. В начале XIV в. к ним добавляются терцероны, веерообразно поднимающиеся от углов пролета к замковому ребру и образующие в плане звезды. Вскоре появляется новое изобретение — нервюры, идущие от одного ребра к другому, но не касающиеся углов пролета.

Позднейшие формы с 1-3 продольными ребрами с множеством нервюр приводят к появлению фантастических сводов. В качестве звездчатых они оказывают влияние и на кирпичные сооружения в Северной Европе. Звездчатые формы образуют также и некоторые средокрестные своды. Наивысшим достижением Англии является сооружение веерного свода’, начатое в середине XIV в. в крестовом ходе собора в Глостере и доведенное до совершенства в каменных сводах позднего периода.

Последняя фаза английской готики начинается после окончания Столетней войны с Францией. Однако растущее благосостояние приводит не к чрезмерной пышности, чего можно было ожидать, а к возврату к национальным формам. Оконные проемы, стены и башни перекрываются стержневыми системами и делятся поперечными ригелеями на сотообразные поля.

Горизонтальные линии увенчиваются рядами декоративных зубцов. Все более широкое распространение находит большая аркада. Старые базилики перестраиваются в духе нового перпендикулярного стиля, приобретая, по меньшей мере, новые широкие окна. Хорды перпендикулярного стиля кажутся сегодня в Англии вездесущими. Вряд ли найдется другая такая страна, которая привнесла бы в существующий стиль столь самобытную форму. Хотя она в высшей степени оригинальна, но часто также qxoeата и остается в основном характерной для Туманного Альбиона.

РАННИЙ АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ

Крупные церкви представляют собой 3-нефные базилики с эмпорами, часто перестроенные из норманнских церквей. Встречаются и с 2 поперечными нефами:

— хоры примерно такой же длины, что и главный неф, — обособлены алтарем и леттнером, всегда с плоским завершением

— за ними в восточном направлении обход хоров и капелла Леди

— 3-зонное строение стен: аркада — три- форий, выполненный не как коробчатый, а как ложная эмпора; верхние световые проемы с проходом

— средний неф чуть выше

— крестовый ребристый свод еще без влияния на большую толщину стен, первые терцероны; также открытые и закрытые деревянные перекрытия

— несущие свод стенные контрфорсы лишь в надсводных частях арок или в зоне трифория

— аркады глубокого ступенчатого расположения поддерживаются круглыми свободно стоящими служебными колоннами из пурбекского мрамора, часто с кольцом в средней части ствола

-тарелочные капители и с лиственным орнаментом

— исчезают последние полуциркульные арки

— стрельчатые окна выстраиваются в ряд или связываются в аркатуру

— массверк

— стенные аркады с ажурным орнаментом

— последняя крипта в Херефорде

— каркасная система с аркбутанами

— фасад, часто шире продольного здания, с рядами декоративных аркад или высокими стрельчатыми окнами или нишами. Редкие наружные скульптуры

— порталы без украшения

— квадратная башня над средокрестием, редко с остроконечной крышей

— кафедральные соборы с монастырскими сооружениями. Зал капитула прямо- или 10-угольный или же 8-угольный

Уэлс, кафедральный собор. 3-нефная базилика с 2 поперечными нефами, плоским завершением хоров, 3-зонным членением стен. Слабая устремленность ввысь. Встречное расположение внутренних арок средокрестия, дополнительно встроенных для статического равновесия

Солсбери, кафедральный собор — образец раннего английского стиля. Высокая башня над средокрестием, 4-частный свод, 3-зонное строение стен, 2 поперечных нефа, 8-угольный зал капитула с веерным сводом над центральной колонной. Членение стен 193

Линкольн, кафедральный собор. Общая длина 146 м, ядро фасада 1140. Башни с килевидными арками и угловыми башенками. Служебные колонны свода на консолях. Впервые замковая нервюра свода. 10-угольный зал капитула. Внизу. Хоры ангелов

Йорк, кафедральный собор, длина 147 м. 2-башенный фасад с огромными окнами ; 3-нефный трансепт; нервюры на своде нефа и на освещенном своде над средокрестием. 8-угольный зал капитула

УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ

Отличается богатыми украшеними цокольных аркад, карнизов и архивольтов.

Орнамент в виде шаровидных цветков или цветков с 4 лепестками, позже появляется зубчатый фриз :

— «совершенная» стрельчатая арка над треугольником; килевидные арки с XIV в. в окнах и нишах, также и с выступающей вперед вершиной; арки в виде пламени факела с гротесковыми носками, на наружной поверхности арки — краббы и лиственный орнамент; луковицеобразные арки

— разнообразные формы массверка ; геометрические и растительные узоры; «рыбий пузырь» в континентальной Европе как орнамент позднеготического пламенеющего стиля; неостеклен- ный массверк как самостоятельный элемент в трифории и верхних световых проемах, в виде скелетного шлейерверка перед внутренними стенами

— тарелочная капитель с большим числом колец, но меньшим числом подрезок, круглая и 8-угольная в сечении; капитель с орнаментом

— большие аркады: ярусы, унифицированные с помощью стержневой системы, плавно перетекают один в другой. Ложный трифорий

— ребра свода с терцеронами простираются далеко в зону замкового ребра; впечатление хордовой структуры ; в XTV в. свод на нервюрах

— капелла Леди к уже существующим церквям в норманнском стиле и раннем английском

— капелла позади хоров также и в виде зала ; зальные хоры в Бристоле не распространены

— фасадные стены с громадными окнами; круглые окна только на фасадах поперечных нефов и редко встречаются

— шпили башен часто устанавливают на старые башни посредине зубчатого венца или угловых башенок; 204

— большие крестовые ходы

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ

Фасады с фронтонами прорезаны огромными окнами в виде килевидных арок или арок в стиле Тюдор:

— доминирует большая аркада с большими верхними оконными проемами и соответствующим трифорием

— окна, арки и порталы со стрельчатой аркой или аркой Тюдора, также и плоско-треугольной

— часто двойные карнизные доски над порталом

— решетчатая стержневая система окон, соединяющаяся посредством траверс в прямолинейную структуру, производящую абстрактное впечатление. Сотообразные массверковые поля, не образующие четко очерченный люнет

— продольные прямоугольные кессонные поля, начинающиеся вверху в массверке в виде трилистника или пятилистника, покрывают растрообразно поверхности стен, столбы, портальные стенки, веерный свод. С прорезями они образуют решетчатые поля шлейерверка или массверка

— служебные колонны чередуются с глубокими выкружками; база под ними высокая и стройная

— капители только над служебными колоннами; редко со скульптурами, часто многоугольные

— фриз с лиственным орнаментом; завершения в виде зубцов с наклонными крышами или прорезных зубцов

— свод на нервюрах с замковыми камнями, со скульптурами или росписями

— веерный свод в длинных анфиладах, прежде всего в поздней фазе ; из профилированных пучков пилястров выходят тонкие ребра и образуют веерные чаши, покрытые ажурным орнаментом. Также сталактита- или воронкообразные свешивающиеся замковые камни и свободно перекрывающие пространство под- пружные арки.

Замковые нервюры

— резной леттнер в центре помещения

— открытая стропильная ферма или

крыша с висячими стропилами, богато украшенная

— башни с фонарем над средокрестием ; на ранних башнях устанавливаются фиалы

— дорого украшенные крестовые ходы

В XV и XVI вв. сооружается свыше 1000 приходских церквей в виде базилик большой длины с широкими боковыми нефами с плоским перекрытием; средний неф с деревянным бочарным сводом или с резной и расписной открытой стропильной фермой, без естественного освещения.

капелла Генриха VII

 

Предыдущая статьяУсадьба Грузино на Волхове
Следующая статьяАрхитектура Ренессанса