Кафедральный собор Готики

13
Сен-Мишель-э-Гюдюль

В своих лишениях и неуверенности в завтрашнем дне человек ощущает все большее доверие к Богу и святым. К 1300 г. мощным движением, противостоящим схоластике, становится мистицизм. Вместо доказательств существования Бога мистики стремятся к его познанию путем «очищения — освящения — слияния», т. е. способом прямого доступа к Богу, соединения с Ним в единое целое.

Местом, в котором находят отражение все эти изменения в мире и перемены мировоззрения, становится кафедральный собор.

На обрамлении дверей и окон и на архивольтах соборов в Шартре и других местах выстраиваются в ряд все те образы и аллегории, которые служат схоластике для доказательства и тождества ее истин: Аристотель и сивиллы, пророки, апостолы и отцы церкви, Семь свободных искусств, добродетели и пороки, знаки зодиака и работы по временам года, а среди святых — Фома Бекет, современный мученик.

Гражданин, уделяющий все большее внимание внутреннему оборудованию дома Божьего, добавляет к изображениям своих святых новую, до сих пор невиданную «человечность». Пьета и картины со сценами милосердия изображают Христа во всей жалкости страданий. Вместо принятой раньше короны на голове распятого — терновый венец. А из экстатических проявлений мистиков возникают картины и скульптуры девы Марии, пронизанные бесконечной нежностью.

Кафедральный собор раннего периода является также и символом новой власти французских королей. Еще в то время, когда королевская власть распространялась только на Иль-де-Франс, некоторые гениальные архитекторы этой исторической области и расположенных по соседству Шампани и Пикардии открыли изобретением каркасной системы абсолютно новую страницу в истории зодчества: конструктивное соединение элементов здания и реберного свода.

Точно так же как из Парижа — центра страны — исходят импульсы, направленные на унификацию империи и королевское влияние, так и отсюда начинает распространяться по всей Франции культовая готика. В ходе этого процесса кафедральный собор становится зримым свидетельством королевской претензии на господство, истоки которой через прародителей Карла Великого ведут к римским императорам.

Когда-то подобные идеи германской императорской власти нашли свое легитимное подтверждение в императорских соборах. В XIII в. появление королевской галереи на фасаде и предназначение кафедрального собора как места коронации и усыпальницы королей сделали эти взаимосвязи очевидными для всего мира.

В результате расцвета буржуазии в XIV и XV вв. образуется новая общественная прослойка со своим сословным самосознанием. Соборы возводят уже не по принуждению, а в свободном сотрудничестве и с новыми целями: как символ города и помещение для собрания членов общины, а также как место, где цеховая гордость проявляется в богатстве убранства, а элитарность состоятельных людей — в личных часовнях.

Одновременно архитекторы, художники и отдельные граждане сбрасывают с себя покрывало анонимности раннего средневековья и продлевают тем самым свою личную значимость в этом мире картинами с изображением жертвователей и памятными надписями.

Несмотря на все изменения, схема базилики французского типа остается в принципе прежней, но отдельные помещения уже не выстраиваются в последовательную цепочку, как в романском стиле, а все больше и больше компануются в единое помещение. Этого удается достичь благодаря отказу от чередования главных и вспомогательных опор в аркадной зоне, которым нередко соответствовал 6-частный свод. При этом решающую роль играет противоречивость между задуманной архитектурной формой и возможностями для ее реализации.

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика на пути поиска своего архитектонического выражения, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают готическому сооружению особый внешний вид и устойчивость. И то, и другое не являются изобретениями готики: как каркасная система, так и ребристый свод встречаются уже в романской архитектуре.

Стрельчатая арка имеет арабское происхождение и также известна в романской архитектуре. Она позволяет сооружать арки с различной шириной пролета при неизменной высоте замка арки. Это создало предпосылку для сооружения сводов с ребрами и нервюрами над прямоугольными помещениями и пространственными элементами здания.

Только предпочтительное применение именно этих конструкций могло привести в позднем средневековье к достижению желаемой архитектурной формы. «Новый стиль возникает тогда, когда этого требует изменившееся духовное самосознание».

Вытянутые в поперечном направлении пролеты нефа поддерживаются аркадными столбами одинаковой толщины. Пилястры, устроенные на 4-угольных колоннах, проходят от пола к пяте свода и продолжаются в нервюрах до замковых точек свода, как правило, 4-частного. Они образуют внутреннюю каркасную систему, на которую перетекает тяжесть свода.

Непрерывное выстраивание в ряд шатровых пролетных конструкций создает впечатление плавного продвижения внутреннего пространства с запада на восток. Наружная каркасная система состоит из венца контрфорсов, от которых к нефу перекидываются аркбутаны. Отяжеленные фиалами, они оказывают сопротивление боковому распору в местах, где требуется особая прочность конструкции. Необходимость в каменной стене для принятия статической нагрузки почти отпадает.

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Они являются носителями картин теологического содержания, но, прежде всего, источником ирреального освещения, при котором верующий «созерцает и воспринимает материальный свет как символ излияния нематериального света».

Развитие массверка начинается в Реймсе вскоре после 1211 г. Многообразием форм, а также рациональной строгостью английской поздней готики он отражает меняющиеся потребности в декоре.

Унификация пространства и все более меридиональная ориентировка продольной оси здания приводят к сокращению размеров поперечных нефов. Правда, многие базилики сохраняют выступающий поперечный неф, а у очень длинных сооружений в Англии наблюдается и самый большой вылет поперечных нефов. Испания и германская особая готика почти полностью отказываются от поперечных нефов.

Большим изменениям подвергаются и хоры. Крипты уже не сооружаются, поэтому в высоту помещение увеличивается не намного, но расширяется далеко за пределы средокрестия, становится многонефным как продольное здание и образует простые или двойные обходы с капеллами. В романской архитектуре радиальные капеллы сильно выступали наружу как изолированные закругления.

Готика же все больше и больше связывает их в венец многоутольников, своды которых сливаются со сводами обхода. В позднеготических многонефных церквах, главным образом, в Южной Германии они совсем не выступают наружу или полностью отсутствуют, уступив место многоугольному завершению апсид. Часто прихожан отделяет от клира и леттнер, сооружаемый в направлении к среднему нефу.

Многообразие форм романских капителей сокращается до ранней почкообразной капители, преобразующей ионические волюты в растительные мотивы, а затем до популярной, особенно в Англии, тарелочной капители и с лиственным орнаментом. В XIII и XIV вв, листья, схематически представляемые в виде выпуклостей, просто свободно прикрепляются к чаше капители. Аналогичные этапы эволюции проходят также краббы и крестоцветы. Поздняя готика часто вообще отказывается от капители.

Иконографическую программу цикла картин из камня и стекла составляют представители просвещенного духовенства. Специалисты, проектирующие и осуществляющие строительство, являются мирянами. Начиная с XIII в. группы камнетесов и строителей создают свои собственные ремесленные объединения со строгим уставом.

Во главе стоит мастер и его представитель, оберегающие также в тайне используемые художественные и технические приемы. Когда строители из разных мест собираются на новых площадках, они. естественно, обмениваются накопленным опытом, что способствует унификации европейского соборного строительства.

Во Франции наряду с национальной схемой собора возникают и региональные архитектурные типы сооружений:

1. Иль-де-Франс: Сен-Дени и по его образцу, включая Нотр-Дам.

2. Шампань: Сен-Реми в Реймсе, Шалон. Нойон под Реймсом, собор.

3. Нормандия: романские выкружки в стенах готической формы. Верхние световые проемы в наружной оболочке каменных стен, внутренняя оболочка из рядов арок. Эмпоры. Открытые внутри башни над средокрести- ем с 8- или 12-частными ребристыми куполами.

4. Бургундия заимствует у Нормандии членение стен и открытую башню над средокрестием. Часто многоугольное завершение хоров без обхода. Готика цистерцианцев: незначительное разъединение стен и мало архитектурного членения. Готовит почву для церквей итальянских и германских нищенствующих орденов.

5. Анжу, бассейн реки Лауры:

— многонефные церкви с 3 нефами одинаковой высоты, редко монументальные

— однонефные зальные церкви без членения стен со стрельчатыми окнами: 8-частные с пазухами поля сводов с тонкими нервюрами, отделенных от соседних пролегав тонким круглым стержнем вместо широкого гурта. Влияние на Вестфалию

6. Южная Франция, однонефные зальные церкви с многоугольными хорами без обхода, низкие вставные капеллы между: контрфорсами, над ними зона окон. Или залы с висячими арками между столбами.

Благодаря реформистским и нищенствующим орденам, проповедующим близкую народу заботе о спасении души, появляются церкви миноритов. Это преимущественно так называемые городские церкви, Их подчеркнутая скромность является выражением обета монахов соблюдать бедность как высшую степень смирения и одновременно протеста против роскоши кафедральных соборов и монастырских церквей.

В Италии — это первые и наиболее часто встречающиеся образцы готики. Обширные пространственные размеры готических церквей сохраняются вплоть до Возрождения, Германские церкви миноритов являются соединительным звеном между воеточнороманской и позднеготической архитектурой. А в Южной Германии. Тироле, Восточной Швейцарии и кантоне Граубюнден эти церкви становятся прототипом для сотен сельских однонефных зальных церквей.

В Германии романский стиль держится почти до середины XIII в. Однако там. где появляются первые веяния французской готики, готические сооружения сочетают в себе необычные для Франции элементы. Церковь Санкт- Элизабет в Марбурге — многонефное сооружение с 3-апсидными хорами еще рейнской позднероманской архитектуры, а церковь Либфрауэнкирхе в Трире — это готическое центрическое сооружением с романским элементом башни. Как и во Франции, башня над средокрестием вскоре исчезает.

Полностью французскую соборную готику в Германии переняли лишь несколько крупных сооружений. В Бамберге и Наумбурге возводят башни по ланскому образцу. Прорыв происходит лишь при сооружении Кельнского собора, 1248. При этом язык готики распространяется — в первую очередь благодаря цистерцианцам — до Богемии, Польши, Венгрии и Югославии. На территориях восточнее Рейна работают и французские архитекторы, а Карл IV даже назначил в 1344 г, архитектором Пражского собора Матвея из Арраса. Однако черты германской особой готики заметны уже на западном фасаде собора в Страсбурге. Со временем в германской особой готике все больше проявляются и упрощения, и обогащения по сравнению с французской системой. Упрощения:

— план: отказ от обхода хоров и венка часовен

— вертикальная проекция стен: отказ от трифория; ср. Реймс и Фрайбург, 170’

— столбы: 8-угольные или круглые вместо составных

— из-за одинаковой высоты нефов базиликальная система преобразуется в зальнуюцерковь

— одна башня вместо 2-башенного фасада

— почти полный отказ от вимпергов Обогащения :

— свод: звездчатый, сетчатый, петельный

— арки: килевидная и в виде занавеса

— столбы: витые служебные колонны и нервюры

Среди германских церквей с невыраженным стилем различают,-

1. Многонефную зальную церковь с равновысокими нефами

2. Церковь нищенствующих орденов

3. Кирпичные сооружения

ЧЛЕНЕНИЕ СТЕН

1 Лан. 4-зонное членение стен переходного периода: аркада — эмпоры — трифорий — верхние световые проемы

2 Париж. 4-зонное членение стен ранней готики с эмпорами и 2 зонами окон; в высокой готике сокращено до 3 зон с эмпорами путем объединения обеих оконных зон в высокие окна

3 Реймс. 3-зонное членение стен в законченной французской схеме кафедрального собора: аркада — трифорий — верхние световые проемы. Отказ от эмпор

4 Бове. Большая аркада благодаря оптическому объединению верхних световых проемов и трифория

5 Фрайбург. 2-зонное членение стен благодаря отказу от трифория. Сокращенная французская схема кафедрального собора, германская особая готика

6 Эйг-Морт. 2-зонное членение стен в традициях южно-французской романской архитектуры

КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА И ХОРОВ

К концу ранней и во время высокой готики особенно сложными становятся формы хоров. Поздняя готика, напротив, стремится к упрощению и унификации формы церковного здания, это особенно заметно на примере много- нефных и однонефных церквей. Сходные тенденции видны и в других архитектурных стилях, в первую очередь, в позднем барокко. Правда, упрощенные архитектурные формы сопровождаются все возрастающей, часто буйно, сложностью, даже гротескностью декора и композицией свода, которая проявляется во Франции и Германии, но особенно в Испании, Португалии и Англии.

РАННЯЯ ГОТИКА

Франция

Базилика с эмпорами:

— 1137 — XIII в. Новое сооружение в Сен-Дени, Сугерий. Первое применение стрельчатой арки. Каркасная система

— крестовый ребристый свод

— обход хоров с венком часовен не отдельных помещений, а единое пространство, разбитое на элементы

— последующие сооружения остаются вплоть до парижского Нотр-Дама базиликами с эмпорами, часто с трифорием = 4-зонное членение

— высокие стрельчатые окна без массверка

— 2-башенные фасады с круглыми окнами. Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами для многочисленных кафедральных соборов

— богатая орнаментика капителей

— скульптурные украшения на порталах

— важные росписи по стеклу Базилика без эмпор:

— Санс, кафедральный собор, 1143- 1163, с 3-зонным строением стен становится образцом для больших кафедральных соборов XIII в.

Германия

В период строительства французских кафедральных соборов в Германии еще царит чистый романский или переходной стиль, когда готические формы используются для порой фантастических декораций:

— в районах среднего и нижнего течения Рейна пространственные формы, имитирующие византийские, с отдельными готическими формами

— в Вестфалии романско-готические церкви с куполообразными сводами, как Анжу

— 2-башенные готические фасады снова приобретают романский стиль

— период колебаний между романскими и готическими формами

— чисто готические участки сооружений в Маульброне, Магдебурге, Бамберге, Фрайберге

— первые чисто готические сооружения не являются базиликами

— исключительно стрельчатые арки

— окна с массверком, без крипты

— сельские церкви остаются в романском стиле влоть до середины XIII в.

Испания

Испания периода Реконкисты придерживается до конца средневековья культурных традиций Южной Франции, С середины XII в. под влиянием цистерцианцев возникают многочисленные сооружения бургундского и южно-французского типов. Влияние Франции сказывается и появлением в Испании общин премонстрантов и картезианцев. Крупные кафедральные соборы начинают сооружать лишь в XIII в. по французским образцам высокой готики, Соприкосновение с исламом находит свое отражение, прежде всего, в декоре: фаянс, покрытые эмалью растительные мотивы, окна «целозия», похожие на минареты башни.

Италия

До 1265 г. в Италии сооружаются только инкрустированные фасады в романском стиле. Развитие архитектуры от романского стиля с византийскими веяниями до Ренессанса испытывает мягкое прикосновение готики. Цистерцианцы из Бургундии привносят архитектонический язык форм готики в Тоскану. Нищенствующие ордены перенимают скромную архитектуру южнофранцузских и каталонских зальных типов. Фридрих II Штауфен строит в готическом стиле, лишь церковь Альтамура/Апулия. Пестро и мелко орнаментированные роскошные фасады Сиены’ и Орвьето кажутся, несмотря на готические элементы, довольно странными рядом с североевропейской готикой.

РАСЦВЕТ ГОТИКИ

Франция

Базилика:

— Шартр, собор, конец ранней готики. Его 3-зонное членение стен продолжается и в период расцвета готики. Увеличение высоты арок и в меньшей степени окон

— 4-частный ребристый свод над поперечно вытянутыми пролетами

— круглые стены главных хоров, обхода с часовнями становятся многоугольными

— круглые столбы с 4 тонкими служебными колоннами превращаются в составные

— первый массверк Реймс

— растущее стремление ввысь требует двойных и тройных аркбутанов

— вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории

— массверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

— богатое скульптурное украшение порталов, фасадов; несколько меньше внутри помещений

— схема кафедральных соборов вытесняет региональные архитектурные направления

Германия

Французская базиликальная архитектурная схема в своем чистом виде реализуется только в нескольких крупных соборах. Строительство здесь осуществляют французские архитекторы или обученные мастера. Как правило, появляются сооружения «германской особой готики» с уменьшением числа французских архитектурных элементов.

Так, кирпичная готика трансформирует французское членение в сплошную структуру. Типично германскими аспектами являются уменьшение числа оконных проемов в стенах, однобашенный фасад и 2-зонное членение стен. Характерны и такие элементы, как ажурные крыши башен, скульптурные украшения интерьера и архитектура малых форм с четким членением.

Испания

Во второй половине XIII в. усиливается влияние южно-французской готики :

— большие однонефные зальные церкви с многоугольным завершением хоров, часто без обхода

— прямоугольные ниши часовен в боковых стенах и стенах хоров между пилястрами

— большой 4-частный свод, ширина пролета в Жероне, 23 м

— также приходские и аббатские церкви с похожим планом

Однонефная зальная церковь каталонского и южно-французского типа, являющегося также образцом для многих церквей итальянских нищенствующих орденов. По Петеру Мейеру

Италия

Италия не соглашается с архитектоническими стремлениями североевропейской готики. Архитектура этой эпохи является посредницей между родственными стилями романского и ренессансного периодов:

— Фасад часто имеет декоративные формы, но общее впечатление от него остается «итало»-геометрическим; до совершенства выписанные в мраморе детали кажутся латинизированными художественными имитациями североевропейской готики

— пространственное впечатление часто определяется куполом

— окна верхних проемов круглые

— полуциркульные арки сохраняются

— тонкие разделяющие стены

ПОЗДНЯЯ ГОТИКА

Франция

Столетняя война с Англией сдерживает развитие экономики и культуры Франции. Даже на юге строится незначительное число мно- гонефных церквей. Без изменений остаются план и конструктивная схема базиликальных кафедральных соборов высокой готики. Новшества появляются лишь в декоративном оформлении зданий.

— средний неф выше боковых

— иногда упрощенная конструкция хоров, более высокие аркады, низкие верхние оконные проемы

— трифорий, как правило, отсутствует

— составные столбы приобретают уменьшенный, компактный профиль, сокращается и число похожих на жгут колонн

— капители на служебных колоннах по периметру составного столба отсутствуют или есть на отдельных колоннах

— ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря, впервые в часовнях Иоанна в кафедральном соборе Амьена, часто без носков

— звездчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

— килевидная, уже ренессансная арка

— яркое скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей

— придворные капеллы зальной формы

Испания

С конца Реконкисты и до XVI в. Испания придерживается соборной готики.

— ступенчато расположенные помещения с высокими аркадами

— повышенный поперечный неф

— просторность помещения как наследие мавританских мечетей

— уменьшение размеров окон

— «цветущая готика» в виде сложных звездчатых сводов в испанском «пламенеющем стиле»

— «стиль Изабеллы» с богатым декоративным убранством

— «стиль платереско» — соединение восточных и мавританских влияний

Италия

В основе гигантских сооружений и склонности к ярким эффектам лежит давнее соперничество городов-государств. Характер народных церквей определяется в основном нищенствующими орденами. Только в Милане и Болонье сооружаются городские соборы по традициям германских и французских объединений строителей. Несмотря на применение готических декоративных форм, проявляется, параллельно с ранним ренессансом, сильная «латинизация» северо-альпийской готики-.

— применение мрамора, кирпича и квадра

— круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

— арки больших размеров

— меньше разделительных элементов между’ нефами

— галерея между аркадой и верхними световыми проемами

— сооружения с куполами

— инкрустация мрамором

— восточные части зданий часто по цистерцианской схеме

— круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

МНОГОНЕФНЫЕ ЦЕРКВИ ГЕРМАНСКОЙ ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ

Основные черты:

— Единое пространственное воздействие благодаря одинаковой высоте нефов или их ступенчатому расположению

-звездчатый или сетчатый свод и отсутствие поперечных гуртов стирают границы травей

— переплетение криволинейных ребер = петельный свод без несущей функции образует позднейшую форму свода

— не имеют несущей способности иногда свободно натянутые через пространство ребра или наложенные одна на другую разные системы нервюр

— боковые нефы лишь чуть уже среднего или одинаковой с ним ширины

— поперечный неф отсутствует

— в XV в. одно общее многоугольное завершение хоров, охватывающее все нефы

— тонкие, члененные небольшим числом каннелюр столбы поднимаются до самого свода

— иногда нервюры свода как бы выкручиваются по спирали из столбов или исчезают без накладки в стене, иногда капители и пяты свода

— обход с парапетом под окнами, также с выступами, напоминающими по форме кафедры

— огромная двускатная крыша над всеми нефами, поперечные над боковыми или шедовые крыши

— изредка церкви с эмпорами

-часто к старому продольному зданию пристраивается повышенный хор

— малые формы с члененной верхней частью алтаря с вимпергами и фиалами, переплетениями стержней и профилированными деталями

О многонефных церквах в регионе

СООРУЖЕНИЯ ИЗ КИРПИЧА получили распространение с XIII в..- в Северной Европе ; в Южной Франции вокруг городов Аль- би и Тулуза; в Испании в районе Толедо, стиль мудехар, 87′, в не оккупированной арабами северной части; в Италии и Южной Германии:

— многонефные церкви без каркасной системы, небольшое число базилик

— вставные часовни-. Любек, Санкт-Ма- риенкирхе’; Висмар, Санкт-Николай; Любек, Петрикирхе; Торн, Санкт- Якоб и др.

— ранние постройки монументальные, мало члененные

Поздняя готика:

-декоративные формы переносятся на кирпич становятся основным мотивом

БЕЛЬГИЯ И НИДЕРЛАНДЫ

И здесь пионерами готики стали цистерцианцы. Турне — родина т. н. «шельдской готики» XIII в., где влияния Шампани сочетаются с местными формами. Распространена в сельских церквах Здания: Гент, Синт-Никлаас ; Брюгге, Синт-Салватор ; Турне, Синт-Жакоб ; Лиссе- веге, Онзе-ливе-Врауэкерк ; Дамме, Онзе-ливе-Врауэкерк. Характерные черты:

— наружный проход вдоль верхних оконных проемов

— башня над средокрестием с 4 угловыми башенками, 8-частный свод

— диагонально расположенные часовни поперечного нефа в Ипре, Сен- Мартен

— круглые столбы с 8-угольными почкообразными капителями

— чередование столбов и тонких колонн в трифорие, иногда без аркад

— до сер. XIII в. служебные колонны на консолях, обход хоров без часовен, отсутствие арочных контрфорсов

«Брабантская готика» внедряет французскую схему кафедрального собора: Мехелен, Синт-Ромбаутскерк; Антверпен, кафедральный собор ; Брюссель, Сен-Мишель-э-Гюдюль ; Гент, Синт-Ба- во.

Характеристики:

— обширные сооружения с 2-4 нефами, хорами с ободом и часовнями

— кирпич с песчаником

— фасад с 2 башнями; колонны

— столбы только в средокрестии или составные столбы без капителей

— скульптуры на колоннах

— большие верхние оконные проемы

— освещенный трифорий

— проход перед верхними оконными проемами и под окнами хоров

— 4-частный свод; также замковые ребра или нервюры по английскому образцу

СКАНДИНАВИЯ

Крупные церкви копируют аналогичные сооружения в Центральной Европе, но уступают соборам Франции и Германии в роскоши. Внутренние помещения темные, нет росписи по стеклу, скульптур, орнаментики, открытой каркасной системы.

В Дании и Южной Швеции преобладает влияние Северной Германии и Голландии, Англии и Франции. Важнейшие сооружения — Упсала. Роскилле, Оденсе, Орхус, XIII—XIV вв.:

— кирпичные церкви павильонного типа с одинарной башней

— ступенчатый фронтон с декоративными аркадами

— простой массверк

— высокие средний неф и хор

— стены и ребристый свод побелены, растительный декор

— фризы с орнаментом в виде остроконечных зубчиков и в елочку, а также кирпичная оконная арматура

В Норвегии замегно английское влияние. Главное сооружение: Тронхейм. Много деревянных церквей.

В Финляндии, особенно на юго-западном побережье, есть несколько крупных церквей из песчаника и кирпича. Главные сооружения: Турку, Холлола и Порво, Перуа, Лохья. Большинство из дерева.

Швеция

Некоторые цистерцианские церкви перестраиваются в приходские церкви. В них заметны влияния Северной, Германии и Голландии.

Базилика или многонефная зальная церковь:

— крестообразный план, плоские хоры

— кирпич и тесовый камень

— 4- или 8-угольные столбы

— 4-частный свод, также с нервюрами

ОСОБАЯ ГОТИКА КАТАЛОНИИ

В Пальма-де-Мальорке и Барселоне почву для поздней готики готовят в XIV в. базилики павилюнного типа по французским архитектурным схемам :

— хоры с часовнями

— высокие аркады в среднем и боковых нефах

— вставные часовни

— трифорий слабо выражен

— круглые окна световых проемов

— поперечный неф не выражен или отсутствует

— вид кубического пространства

Однонефное продольное сооружение в Жероне, начато 1416, считается кульминацией каталонской поздней готики, а церковь Санта-Мария дель Мар в Барселоне, начата в 1329 г., является ярким предвестником позднеготического решения пространства многонефной церкви.

СТИЛЬ ПЛАТЕРЕСКО

К концу XV в. стиль мудехар, с готическими и ренессансными элементами Италии, становится расточительным декоративным стилем, объединившим мавританское заполнение плоскостей с итальянским ваянием. В XVI в. стиль платереско распространяется по всей Испании, не влияя на архитектоническую структуру. Платереско близок к позднеготическому стилю Изабеллы.

Многочисленные церкви острова Готланд построены из местных горных пород.

Некоторые сельские церкви украшены фресками.

Для крупных кафедральных соборов характерны французские и английские схемы.

Баталья, доминиканский монастырь. 3-нефная базилика, цистврцианское поперечное здание. За ним притвор и портал высотой 15 м перед мавзолеем-ротондой, На юго- западе надгробная часовня, закончена в 1434 г. Западный фасад и южная сторона украшены скульптурами. Фантастическая орнаментика в крестовом ходе

Белен/предместье Лиссабона, церковь монастыря иеронимитов. 3-нефное продольное здание павильонного типа и поперечное здание без опор шириной 19 м со сводом с криволинейными ребрами. Стройные 8-гранные богато орнаментированные столбы. Роскошный главный портал. Хоры период расцвета ренессанса. Знаменитый 2-ярусный крестовый ход с пышным декором; уже ренессансные формы

ПОРТУГАЛИЯ

Захватывающий характер португальской поздней готике придают не кафедральные соборы, а церкви монастырей и здания конвентов, тесно связанные с королевской династией. Доминиканский монастырь в Баталье основывается в 1388 г. как место захоронения членов королевского дома и в знак памяти о решающей битве с Испанией.

Монастырь Белен под Лиссабоном строится по обету, данному португальским королем Мануэлом I за успешное завершение экспедиции Васко да Гамы. Особое значение в этот период приобретают рыцарские ордены, ставившие среди прочих и задачу «изгнания мавров и усиления влияния португальской монархии». Орден рыцарей Христа, основан в 1314 г., строит до 1520-х гг. в Томаре монастырь тамплиеров Convento da Ordem de Christo.

В период стиля «мануэлину» португальские конвенты украшаются фантастически пышными орнаментами, в которых просматривается влияние Индии и Англии Белен). Типичными становятся мотивы декора, связанные с морскими путешествиями и дарами моря, 182. Декорации, заполняющие плоскость, часто более пластические, чем у испанского стиля платереско.

Нидерланды принадлежали до середины XVII в. Германии, это отразилось в ее архитектуре:

— строгие светлые здания обширных пространственных размеров

— кирпич с контрастирующим песчаником

— средний неф, хоры и поперечное здание очень высокие

— одинарная башня, нижний этаж квадратной формы, членение каждого следующего этажа более сильное, завершающая часть — 8-угольная с коротким шпицем башни

— французские влияния особенно в соборе Утрехта, XIV в., и в Хертогенбосе, собор Сен-Жан