Храм Амона в Карнаке с его предельно мощными элементами производит далеко не самое сильное впечатление среди произведений архитектуры, благодаря некоторому однообразию его средств. Задача архитектора состоит в том, чтобы использовать в своей композиции архитектурных форм все средства, начиная от самых мощных массивных элементов и вплоть до нежной паутины легкой решетки сквозных конструкций. Это возможно и в чисто металлической конструкции, дающей достаточно широкую градацию форм: от легких стержней до самых мощных колонн и балок сплошного сечения. Естественно, что нельзя все конструкции сделать тяжелыми, однако в пределах возможного разнообразия решений одного и того же сооружения, следуя принципу концентрации материала, всегда дающему наиболее экономически выгодные и рациональные решения, можно выделить некоторое количество более крупных частей и конструкций и получить нужную градацию мощности элементов.
Можно поставить вопрос и о создании новых форм конструктивных элементов металлических сооружений, форм, наиболее полно отвечающих требованиям архитектурной выразительности и звучности. И, думается нам, таких форм не существует лишь потому, что разработкой их занимались еще недостаточно.
Звуки мелодии, сыгранной без ритма, совершенно равномерно, равно как и один такт музыки, выстукиваемый без звуков, производят незначительное впечатление; но звук мелодии, сочетающийся с ритмом, дает неизмеримо более высокое наслаждение.
«Из гармоничного сочетания условий наслаждения, малозначащих самих по себе, происходит часто значительно более интенсивное удовольствие, чем то, которое могли бы дать те же самые условия, взятые по отдельности»
Архитектура представляет сложное гармоническое единство, действующее на нас тем сильнее, чем более полным является сочетание составляющих ее средств эстетического воздействия.
Пренебрежение теми или другими художественными средствами делает архитектуру бедной и скучной. Вместо радости и наслаждения, созерцание ее приносит нам досаду и неудовлетворенность.
«Песня складывается из троякого: слова, лада и ритма», — говорили древние греки. Песня без слов — просто музыка; песня без ритма — утомительное завывание; песня без лада — ритмический крик.
Наоборот, обогащение песни музыкальным сопровождением повышает силу художественного воздействия.
В состязании Аполлона с сатиром Марсием Аполлон, игравший на лире, запел, сопровождая пение музыкой, и это решило исход состязания. Он победил, ибо Марсий, играя на флейтах, петь не мог.