В архитектуре одной из основных форм выражения стиля является характер ритмического движения. Торжественность, стремительность, мощность — все это модификации стиля, зависящие в основном от характера и формы ритмического движения.
Замедленное движение форм создает впечатление торжественности; применение при этом мощных элементов подчеркивает впечатление силы, величия. Быстрое ритмическое движение, несущиеся линии и формы создают впечатление стремительности. Обилие украшений и вспомогательных ритмических мотивов при предельной напряженности форм приводит к напыщенности стиля.
Большое значение для определения стиля в архитектуре имеют принципы композиции сооружений. Важнейшими принципами композиции в архитектуре являются принцип мо-нументальности и противоположный ему принцип живописности.
Первым средством для создания впечатления монументальности является увеличение абсолютных размеров сооружения. Очень способствуют этому впечатлению также приемы установления масштаба сооружения, а иногда и сознательное использование законов зрения для увеличения кажущихся его размеров.
Кроме того, впечатление монументальности достигается путем создания мощного горизонтального движения, т. е. преобладанием горизонтальных расчленений сооружений, а также концентрацией ритмического действия в пределах сооружения, т. е. мощным преодолением основного ритма.
В Крымском мосту через Москва-реку монументальность композиции, создаваемая спокойными нисходящими линиями цепей и мощными суровыми формами пилонов, подчеркивается еще крупными расчленениями облицовки устоев.
Криволинейная форма цепей, вызывая сложное движение взора, радует глаз и смягчает суровость композиции, не уменьшая впечатления торжественности, производимого этим сооружением.
В балочных мостах впечатление монументальности очень усиливается решеткой с нисходящими раскосами при параллельных поясах. Примером этого служит мост, представляющий цельную композицию с медленным, плавным движением форм, зрелише которого порождает чувство спокойной и уверенной мощи.
Впечатление живописности достигается в архитектуре созданием ритмического движения «с резко сгущенными и неожиданно разряженными напряжениями» С этой точки зрения понятно, почему живописна решетка, применявшаяся французскими зодчими в выставочных павильонах. Понятно, также, почему живописный стиль барокко и рококо предпочитали в своих произведениях первый — формы овала, а второй — сложные завитки.