Восточный фасад Эрехтейона

Образован сочетанием трех подобных прямоугольников различного размера, причем два из них расположены вертикально, а центральный — горизонтально. Этим приемом достигнута пропорциональная согласованность двух пристроенных к центральному объему портиков. Благодаря ей же асимметричная группа различных по величине объемов оказывается приведенной в пропорциональное равновесие и гармонический порядок. Подобными оказались и крупные части плана Эрехтейона.

В ряде случаев гармоничность сочетаний достигается путем выделения на схеме фасада не опорных прямоугольников, а нескольких групп подобных фигур различных пропорций. Например, если рассматривать весь фасад Грановитой палаты в московском Кремле вместе с цоколем, то геометрически подобными прямоугольнику фасада окажутся арка пристроенной наружной лестницы и два малых оконных проема. Той части фасада, которая расположена над цоколем, соответствуют по своим пропорциям формы различных по величине оконных проемов вместе с их богатым обрамлением.

Если расположить в последовательном ряду возрастающие по размерам прямоугольники, то можно получить несколько

Первый вид — это расположение подобных прямоугольников с возрастающими, но случайно выбранными размерами. Хотя фигуры этого ряда подобны друг другу, их общие размеры не связаны между собой единой пропорциональной зависимостью.

Второй вид сочетаний появляется в том случае, если каждая из последующих фигур больше предыдущей на одну и ту же величину, равную, например, а. Возникающее равенство двух соседних выражений носит название арифметической пропорции. С ее применением тесно связано использование различных модульных систем.

Третий вид сочетаний образуется при возрастании высоты каждого последующего прямоугольника в одно и то же число раз по сравнению с предыдущим. Два соседних выделенных из такого ряда отношения образуют геометрическую пропорцию. Ее характерной особенностью служит наличие одного общего члена в правой и левой частях отношения: а:Ь = Ь.с. Этот общий член Ь носит название «средней пропорциональной» или «средней геометрической» величины.

Для нахождения средней пропорциональной величины двух заданных отрезков можно воспользоваться геометрическим построением.

Особое место среди пропорций занимает «золотое сечение». Оно образуется при сочетании всего лишь двух величин и может быть получено из геометрической пропорции при замене ее последнего члена суммой двух предшествующих: а.Ь = = Ь:(а + Ь). Приведем два способа деления отрезка в «золотом» отношении: с помощью прямоугольного треугольника с отношением катетов 1:2, где большой катет является делимым отрезком; путем описывания полуокружности вокруг квадрата, расположенного на диаметре.

«Золотое сечение» можно обнаружить в пропорциях архитектурных сооружений различных эпох. Однако утверждение о художественном превосходстве «золотого сечения» перед другими пропорциями нельзя считать правомерным. Исключительная роль его обнаруживается лишь при сравнении с другими отношениями.

Любая пропорция не может способствовать достижению художественной выразительности, если применение этой пропорции идет вразрез с основными принципами использования других композиционных средств. Выделяя главное, создавая гармоническую последовательность в расположении элементов здания или ансамбля, пропорции тем самым помогают зрителю представить и верно оценить структуру сооружения, его роль и взаимосвязь с окружением.

Например, выразительное соподчинение части и целого обнаруживаем в композиции восточного фасада Эрехтейона. Пропорции выступают на первый план как образное, художественно осмысленное выражение единства и согласованности, объективно достигнутых в самом содержании архитектурных объектов. Так, к пропорциям нередко обращался архитектор Ле Корбюзье. Он создавал «чертежи-регуляторы» ~ построения, с помощью которых уточнял композицию своих произведений.

Графическая схема пропорциональных отношений частей северного фасада виллы в Гарше (вблизи Парижа), арх. Ле Корбюзье, 1928 г.

Однако фасад здания при восприятии в ракурсе неизбежно покажется деформированным. Сохранит ли при этом свою организующую роль разработанная схема пропорционирования? Для проверки этого необходимо изобразить фасад с поворотом в плане и различной степенью сокращения по горизонтали.

Если в результате пропорциональное единство и выразительность частей и целого не будут утрачены, то, следовательно, данная схема пропорционирования удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. Если же при проверке пропорции окажутся нарушенными, то потребуется внесение соответствующих изменений в представленную композицию.

Схема пропорционального построения фасада полностью сохраняется там, где использован принцип геометрического подобия элементов на базе прямой пропорциональности. Если же соотношения элементов фасада на ортогональной проекции установлены на обратной пропорциональности, то при восприятии в ракурсе произойдет нарушение геометрического подобия между горизонтально и вертикально расположенными прямоугольниками.

Наиболее эффективным методом решения проблем соразмерности в архитектуре следует признать согласованное применение интуиции и математического расчета.