Различные способы членений пространственных композиций можно свести к нескольким основным взаимосвязанным приемам.
1. Приемы, подчеркивающие определенные различия по величине объемно-пространственных форм.
Важен не столько абсолютный размер каждого архитектурного элемента, сколько возможность оценить величину каждой формы по отношению к другим формам и к человеку. Изменение величины элементов влияет: а) на соотношение координатных осей пространства и степень развития по этим направлениям; б) общий характер симметричной или асимметричной композиции; в) количество необходимых для выразительности и сомасштабности с человеком членений пространственной формы;
г) глубинность пространственной композиции, ее статичный или динамичный характер.
2. Приемы, раскрывающие возможности различного положения композиционных элементов в пространстве. Элементы, ограничивающие пространство по периметру, могут быть дифференцированы по способу их расположения следующим образом: а) однотипные элементы, создающие монолитную плоскую поверхность, на которой прочитываются вертикальные членения так, как на фасадах рядовых домов; б) несколько однотипных элементов, одинаково ориентированных по основным координатам, но сдвинутых относительно друг друга в плане, как здания, ограничивающие пространство улицы или площади (см. рис. 19); в) элементы, повернутые в плане по отношению друг к другу, например постройки, формирующие перспективу отрезка криволинейной улицы; г) плоскостные или объемные формы, расположенные с наклоном относительно основных координат, как это нередко происходит в интерьерах (см. рис. 131).
3. Приемы, использующие возможности различного расположения поверхности основания и перекрытия — горизонтального, наклонного или в разных уровнях.
4. Приемы, направленные на достижение различной степени целостности или относительной расчлененности пространства.
Проектируемые комплексы формируются обычно с использованием в той или иной степени всех перечисленных приемов и разновидностей построения и выявления пространства. Так, по проекту застройки прилегающего к реке Витьбе района в Витебске было намечено создание живописного пространства асимметричной формы с подчеркнутым направлением глубинного развития вдоль речной долины, с использованием архитектурных объектов различной формы, величины и пластического решения, размещенных в смежных функциональных зонах на живописном рельефе.
Для координации множества элементов пространственной композиции, отдельных членений поверхностей и объемов существует несколько эффективных приемов. Основной: формирование композиционных осей, доминант, центров.
Композиционная ось — это условная (т. е. воображаемая, не обозначенная какими-либо средствами) линия, относительно которой достигается зрительно воспринимаемая уравновешенность пространства. Ее предполагаемое положение часто определяется позицией наблюдателя, размещением видимых с определенной точки обзора элементов в окружающем пространстве.
Однако если она введена в среду, то становится связующим элементом пространства, а любой объект, примыкающий к оси, получает аргументированное объяснение своих, как правило, исключительных свойств.
Полная симметрия пространства не всегда может быть оправдана психологически и функционально. Она также имеет мало смысла, если ее порядок не может быть воспринят с позиции наблюдения. Градостроительная ситуация, как правило, содержит предпосылки для асимметричной компоновки объектов: равновесие достигается за счет зрительно-психологической оценки всех первичных свойств элементов, сопоставляемых по разные стороны оптической оси.
Более свободным становится выбор трассы движения, видовые перспективы приобретают бесконечное разнообразие. Зрителю предоставляется возможность самому исследовать пространство и открывать интересные варианты отношений участвующих в его организации объемов и поверхностей.