Применение курватур, несомненно, имеет общую основу с целым рядом своеобразных «отклонений» от так называемой правильной геометрической схемы, как-то: энтазис, наклон колонн, антаблемента и стен целы внутрь, последовательное уменьшение унтер и пр.
Как и все вышеперечисленные отклонения, курватуры это один из тонких приемов, способствующих усилению художественной выразительности, подчеркивающих и выявляющих определенные качества архитектурного произведения. Основываясь на особенностях зрительного восприятия, можно выдвинуть следующее предположение о возможном характере воздействия и причинах применения курватур.
Как отмечалось выше, в процессе восприятия зритель ощущает плавное искривление параллельных горизонту прямых, возникающее в результате перспективного сокращения вертикальных отрезков при относительном удалении отдельных частей рассматриваемого объекта.
Это перспективное искривление тем легче ощущается зрителем, чем выше и протяженнее здание. Поэтому степень перспективного искривления горизонтальных прямых может характеризовать превышение и относительную высоту их положения над горизонтом. Курватуры в членениях, находящихся выше горизонта зрителя (АВ), придают изгиб горизонтальным прямым в направлении их перспективного искривления, выявляя и усиливая его.
Этим создается определенный перспективный эффект, вызывающий подсознательно у зрителя впечатление большей высоты положения прямой над горизонтом (карниза, горизонтальных членений фронтона и т. д.)
Подтверждением сказанного может служить рисунок восточного портика Афинского акрополя, тщательно выполненный с натуры русским исследователем XIX в. архитектором и художником С. А. Ивановым на рисунке довольно отчетливо и ясно выражен плавный изгиб вверх линии, соединяющей абаки колонн портика.
Этот изгиб нельзя объяснить только тем, что художник изобразил существовавшие в антаблементе курватуры, так как в этом случае стрела изгиба (в масштабе рисунка) выразилась бы лишь в сотых долях миллиметра. Кроме того, такое же искривление получили и ряды кладки полуразрушенной стены, находящейся за портиком.