Существуют и разные приемы организации крупных градостроительных пространств: размещением в них разновысотные горизонтальных объемов, что является, в известной степени, более трудной задачей, чем оперирование контрастными архитектурными формами. Этот композиционный прием характерен для организации пространств крупных современных жилых массивов.
Архитектурно-художественная организация градостроительных форм такого рода требует от проектировщика уменья оперировать большими архитектурными массами и пространствами.
Казалось бы, само разнообразие условий строительства (характер участка — его конфигурация и размеры, рельеф, ориентация по странам света и т. д.) должно было привести к разнообразию градостроительных композиций. Однако в действительности дело обстоит иначе: пороком массового жилищного строительства стали однообразие, однозначность архитектурных приемов и средств.
Жилой комплекс обычно состоит из стоящих на открытом зеленом пространстве однородных зданий, местоположение которых подчинено не столько линии улицы, сколько направлению солнечных лучей и более крупному композиционному решению. Условия инсоляции и необходимость обеспечить экономичную плотность населения ведет к одинаковым расстояниям между домами. Пространство становится недифференцированным, каждый внутриквартальный интерьер имеет близкие между собой пространства. Впечатление монотонности все усиливается. При многократном повторении приемы композиции быстро принимают банальный характер, например метрическое расположение высотных жилых зданий, их чередование с горизонтальными объемами магазинов или жилых домов протяженной формы.
Композиционная идея, лежащая в основе одного из крупнейших жилых районов города, разрушила сложившийся в градостроительстве стереотип.
По условиям пересеченного рельефа местности, значительно ниже наземного уровня, с транспортными развязками и переходами в нескольких уровнях — является структурной основой композиции общественного центра. Ее широкое разветвленное русло выполняет роль главной пространственной оси крупного архитектурного комплекса; пересекающиеся с ней магистрали прочно скрепляют градостроительную композицию, не изолируя вместе с тем пространство общественного центра от окружающей среды.
Нетрадиционна композиция и самого архитектурного пространства в этом проекте — не ограниченного архитектурными массами, а зафиксированного расставленными в нем, на большом расстоянии от магистрали, архитектурными объемами общественного центра и жилого комплекса.
Пространственная композиция центра пластично сливается с окружением: скульптурная группа зданий общественного назначения, расположенная на высоком берегу реки, служит фокусом окружающего ее городского пространства; широко расставленные узкие жилые дома-башни не ограничивают пространство общественного центра; форма площади не замкнута, раскрыта к внешней природной и архитектурной среде.
Пространство общественного центра многослойно (его основные уровни — транспортный канал, зона ближнего восприятия, наконец, уровень, зафиксированный высотой 50-этажных сооружений) и пластично, расставленные в нем архитектурные объемы, разнообразные по величине и форме, расчленяют, модулируют его форму. Ракурсы восприятия композиции множественны, разнообразны.