Архитектурно-композиционные приемы, подчеркивая и усиливая перспективные сокращения, способствуют более точному восприятию действительных качеств сооружения, улучшают его масштабную соразмерность.
Надо отметить, что при проектировании высотных зданий очень важно учесть особенности и условия натурного восприятия. А в перспективных изображениях необходимо правильно и наиболее полно отразить перспективные сокращения и ракурсы, так как это даст возможность судить о виде здания в натуре с реальных точек наблюдения и составить верное представление о действительных пропорциях будущего сооружения, его масштабе и пр.
Существующие изобразительные приемы — построение перспективных изображений на вертикальной плоскости, а также фотография не отражают в полной мере особенности натурного восприятия. В них обычно находят отражение только перспективные сокращения горизонтальных размеров зданий, то с недостаточной полнотой и точностью.
Так, например, на фотографии площади св. Марка в Венеции, сделанной с довольно близкой точки зрения, мы наблюдаем ортогональные отношения между горизонтальными членениями башни и окружающих зданий
На основе перспективного образа у зрителя создается правильное представление о действительных качествах объекта пропорциях высоте, протяженности и т. д. Поэтому, рассматривая фотографию площади и оценивая высоту колокольни, он невольно предполагает в какой-то степени и ее перспективное сокращение по вертикали.
Но так как оно не получило отражения на фотографии, у него создается неверное впечатление об относительно больших размерах колокольни и о том, что она своей гигантской величиной подавляет весь ансамбль площади. На фотографии ее сравнительная перспективная высота преувеличена по крайней мере.
В этих условиях, т. е. при обозрении зданий в ракурсе с относительно близких точек, зритель фиксирует не фасадные, а перспективно измененные отношения, которые характеризуют реальное положение объекта и одновременно помогают восприятию действительной величины и формы.
Отсюда вытекает необходимость тщательного анализа пропорций высотных сооружений, который иногда производится только на основе ортогональных фасадных изображений.
Представляет затруднение также и выбор положения картинной плоскости. При построении перспективы интерьера картинную плоскость располагают обычно параллельно фронтальной стороне зала (так называемая «фронтальная перспектива») или придают плоскости некоторый поворот, располагая главный луч зрения в средней трети угла зрения в плане., показана схема перспективного изображения зала, построенного при расположении главной точки картины в середине угла зрения в плане.
На схеме видны усиленные ракурсы не только боковых стен, но и передней стены зала, которые не наблюдаются в такой степени в натуре. Лучшие результаты с наименьшими искажениями дает расположение картинной плоскости, близкое к фронтальному.
Хотя при этом главная точка картины в противоположность существующим рекомендациям находится за пределами средней трети угла зрения в плане изображение, значительно улучшилось. Но несмотря на это, зал все же получил неправдоподобные и вытянутые в глубину пропорции.
Действительные пропорции зала в плане — полтора квадрата. В поле изображения находится только половина зала, т. е. меньше или около квадрата в пропорциях плана, однако на изображении он актового зала нового здания.
Архитектора, выполнившего ее, видимо, не удовлетворили результаты проекции на вертикальную плоскость, которая неестественно исказила бы пропорции зала, поэтому он ввел соответствующую «поправку», приняв четыре точки схода, вследствие чего зал на изображении принял более реальный вид.
Круглый зал.
Построение перспективного изображения зала с круглой формой в плане представляет более сложную задачу, так как изображение круга или части круга в плане связано с нахождением перспективных высот отдельных точек окружности. В качестве примера приводится полукруглый зал в старом здании Московского университета (арх. М. Ф. Казаков).