Дух театра и политика власти как единое целое заявляют о себе в рисунке улиц и площадей, о чем свидетельствует градостроительная стратегия Павла III, проложившего уже в эпоху Контрреформации виа Папалис от церкви Иль Джезу к Капитолию. Капитолий, подобно собору св. Петра, был фактическим центром города. План Рима, представленный в чертежах Буфаллини при Павле III, в 1551 году, и восстановленный Нолли в 1748-м, открывает нам некоторые детали процесса преобразования города.
Воспроизведенные здесь планы представляют фрагменты фрески, созданной при папе Сиксте V. Первый план представляет известный проект виа Пиа Микеланджело, одобренный папой Пием IV. Эта схема отражает интерес к расширению города и распространению его территории на район Кампо Марцио. Первоначально папы стремились ограничить пределы города густонаселенными районами, застроенными в период позднего средневековья и раннего Ренессанса. Однако строительство виа Пиа свидетельствует о начале процесса урбанизации окружающего город открытого пространства, протянувшегося вплоть до аврелиановых стен и заполненного многочисленными памятниками прошлого, — ранними христианскими церквями, виллами и садами.
Подобно Капитолию виа Пиа последовательно претворяет в жизнь театральную концепцию. Улица представляла собой впечатляющую галерею памятников от древних Диоскуров до палаццо Квиринале и Порта Пиа, построенных по проекту Микеланджело. Папа Григорий XIII использовал виа Пиа в качестве модели, когда он реконструировал раннехристианские базилики Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре. Однако его главным вкладом в реконструкцию города стал знаменитый эдикт 1574 года, представлявший собой апологию идеи общественной пользы и создавший законодательную основу для барочного строительства в Риме на протяжении двух последующих веков.
В соответствии с эдиктом разрешалось строить новые улицы, «выпрямлять» и расширять уже существующие. Он послужил также импульсом к строительству новых городских кварталов и реконструкции средневекового центра. Тем, кто владел участками земли, примыкавшими к сельским дорогам, предписывалось обнести сады высокими стенами. Между тем концепция отдельно стоящих строений утратила свое значение в центре города: пространство между боковыми стенами зданий могло быть огорожено, а близлежащие строения могли при определенных условиях перейти в собственность к тому или иному владельцу. В результате преимущественное распространение двух- и трехэтажных домов породило «островную» систему автономных городских участков.
Сикст V развил план Пия IV и Григория XIII по урбанизации неосвоенных участков земли и придал этому процессу системность и больший размах. В схеме Сикста присутствовал элемент религиозной символики: предполагалось, что базилики будут связаны между собой дорогами, предназначавшимися исключительно для церемониальных шествий. Шесть дорог было построено и планировалось соорудить еще целый ряд других, как видно из плана на фреске. По мере того как работа продвигалась вперед, все более брал верх эгоистический интерес и, в конечном итоге, центр города сместился к папской резиденции вилле Монтальто.
Тем не менее планы Сикста и его архитектора Доменико Фонтаны, сыграли прогрессивную роль в усовершенствовании структуры города. Модель Сикста помогла решить проблему «примирения» монументальных памятников эпохи Римской империи и густонаселенных кварталов. Новые дороги сделали возможным расширение города, при котором центр сохранял свою целостность. Прошло время, и на дорогах, соединявших базилики, были воздвигнуты дворцы и множество административных и деловых построек.
Другим важным аспектом барочного городского планирования стала введенная в практику Сикстом организация открытых пространств вокруг обелисков. Еще в правление Юлия II, Браманте планировал воздвигнуть обелиски на пути к собору св. Петра (эта идея ошибочно приписывалась Юлию Цезарю), а при Льве X Рафаэль и Антонио Сангалло намеревались соорудить обелиски в классическом стиле на пьяцца дель Пополо. В отличие от прежних времен, когда на первый план выходила политическая репрезентативность, теперь акцент делался на формировании архитектурной перспективы. Обелиск устанавливался на центральной точке между линией домов и самой улицей. В то время как архитекторы Ренессанса были сосредоточены на идее статичного контраста между фасадами дворцов или церквей и прямыми углами перспективы и предполагаемого движения зрителя, форма обелиска вносила в пространственные решения гибкость и динамизм.
Виа Феличе, начинавшаяся от апсиды базилики Санта Мария Маджоре, является хорошим примером новой концепции создания сложных линейных структур. Если бы речь шла только о проблеме физического сообщения между частями города, можно было бы ограничиться простым решением, проложив улицу вокруг холма. Важно было добиться, однако, символического «слияния» с городом.
Следует отметить также, что Сикст расширил законодательные границы, установленные Григорием XIII, что оказалось весьма полезно для развития города. Споры о границах земельных участков между землевладельцами улаживались теперь намного быстрее, при том что снижение налогов и освобождение от различного рода ограничений оказывали стимулирующее воздействие на городское строительство.
Таким образом, реформы Сикста V обеспечили структурную и законодательную базу для расширения «барочной» части города. Никто из пап позднейшего времени, включая Александра VII, не внес столь значительного вклада в переустройство города. Преемники Сикста наполнили созданную им структуру великолепными, образующими собственные ансамбли постройками, вписав их в паутину улиц центральной части города.