Романские экстерьеры проектировались и строились с общей целью: показать мощь владельцев. Если речь идет о храмах, аббатствах и монастырях, то наружный и внутренний облик постройки демонстрировал главенство Бога и его служителей над прихожанами. Жилые и защитные здания и особенности романской архитектуры показывали влиятельность феодала среди других лордов, его силу и возможности обеспечения вассалов и поданных всем необходимым для жизни.
Такие задачи накладывали на объекты не только стилистический отпечаток, но обуславливали местоположение. Постройки нередко окружались земляными рвами и возводились на естественных и насыпных возвышениях. В крепостных стенах устраивались узкие оконные проемы, а число декоративных элементов сводилось к минимуму. Такие приемы защищали обитателей замка от орудий пехоты и стрел.
В архитектурной композиции центральное место занимал донжон – высокое строение, окруженное религиозными базиликами и жилыми домами. Предназначалась эта внутренняя башня для размещения стратегически важных объектов:
- колодца или скважины для добычи питьевой воды;
- продовольственных амбаров;
- хранилищ боеприпасов и оружия.
Из сохранившихся памятников романского зодчества Франции выделяется замок Сюлли, церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, ряд бургундских соборов. Среди английских представителей стиля есть и типичные представители романики, а есть и комбинированные с готикой объекты. Примерами стали замок Дадли, Тауэр, Глостерский собор. Немецкие – крепость Конкистадоров, соборы в Шпайере, Вормсе, Майнце, а итальянские – Пизанская башня и базилика Святого Амвросия.
Нотр-Дам-ля-Гранд — трехнефная базилика в Пуатье
Основанная в XI веке, эта небольшая церковь работает и теперь, радуя посетителей и туристов интерьерными фресками и экстерьерными скульптурами библейской тематики. Привлекает внимание западный ступенчатый фасад, дополненный двумя небольшими башнями под коническими шпилями. В него гармонично вписался углубленный дверной портал. На южной стороне храма ранее были ворота, однако теперь они частично разрушены.
По фасаду базилики была выполнена тонкая резьба в виде орнаментов, фигур ангелов, дорических фальшь-элементов. Время, революционный вандализм и религиозный фанатизм – причины утраты ряда деталей. В целом, храм несет впечатление устойчивости и монументальности, тому способствует толщина стен и небольшие (за исключением центрального витража) оконные проемы.
Что объединяет и отличает романику
В основе стилистики лежит подражание римским традициям зодчества. Ошибочно полагать, что первые элементы романской архитектуры имеют итальянское происхождение: авторами направления считаются французы. Технически общими для светских и религиозных построек чертами считаются использование бочкообразных сводов и полуциркулярных арок.
Также принято выделять следующие характерные особенности:
- простота и лаконичность конструкций;
- отказ от ордера, из античной архитектуры древнего Рима сохранились колонны с капителями;
- использование полуцикулярных апсид для обозначения алтарных пространств;
- декоративная составляющая состоит из акант – варианта орнаментов в форме листьев растения одноименного названия, а также скульптур ангелов, Христа и его сподвижников, библейских сцен.
Взаимосвязь формы и содержания
Для средневекового строительства той эпохи было свойственно применение простых планов построек продольной или округлой формы. Материалами выступали дерево, натуральный камень, щебень. Конструкции из минерального тесаного и бутового сырья характерны для периода расцвета романики.
При возведении церквей и жилых домов активно применялось подразделение интерьера на нефы – вытянутые помещения, в которых одна из боковых стен организовывалась в форме цепочки арок на колоннах. С наружной стороны нефы выделялись апсидами и апсидиолами. Например, уже упомянутая церковь Нотр-Дам-ля-Гранд была разделена на три нефа, в то время как более крупный собор в Шпайере образован пятью нефами.
Отделка интерьеров и экстерьеров
Развитие и усложнение дизайна объектов происходило со временем. Первые здания романского стиля снаружи имели гладкие стены. Позднее фасады и замковые камни ступенчато-углубленных дверных порталов стали декорировать тимпанами и рельефами. Внутреннее убранство составляли пассажи из арок, причем для поздних представителей стиля характерны целые анфилады.
Искусство романского периода широко развито в архитектуре. Наблюдается закономерность: чем ближе строение к современности, тем оно наряднее. Многие из них внесены в список культурного наследия и являются популярными достопримечательностями.