Композиционные оси — их расположение, характер начертания — составляют основу (каркас) архитектурного пространства. Место пересечения осей является важнейшим пунктом пространственной композиции, так как здесь сосредотачивается несколько направлений композиционного развития.
В свою очередь они определяют расположение композиционного центра и композиционной доминанты. Композиционным центром принято считать фокус пространственной композиции, относительно которого она статично или динамично уравновешена. Композиционной доминантой называют обычно господствующий, а точнее — исключительный, заметно отличающийся по своим свойствам от остальных форм элемент пространственной композиции.
Вовсе не обязательно, чтобы доминанта превосходила рядовые элементы по своим свойствам, например, была выше или массивнее их. Для целостности и выразительности пространства важно, чтобы композиционный центр и доминанты были выразительно выявлены. Форма же и место их воплощения могут быть различными, и здесь тоже возможны варианты, указанные ниже.
- Композиционный центр и композиционная доминанта в неограниченной пространственной композиции могут быть расположены в ее центре и выражены одним общим элементом, как, например, в пространственном комплексе вокруг виллы «Ротонда».
- Композиционный центр и композиционная доминанта могут быть выражены самостоятельными элементами, которые имеют различное местоположение и выполняют определенные композиционные функции в пространстве. Подобным примером является Сенатская площадь в Санкт-Петербурге. В организации ее пространственной композиции доминирующее значение имеет Исаакиевский собор. Главенство собора обусловлено его размещением на продольной композиционной оси площади, мощной массой объема, нагруженного высоким барабаном и куполом, который обозначил сильную вертикальную ось, влияющую на пространственную организацию площади. Однако большие размеры площади, активно вытянутой к Неве, сложившийся рисунок ее деления дорогами и аллеями, окраинное размещение храма — все это потребовало формирования отдельного дополнительного композиционного центра. И таковым стал один из лучших конных монументов в мировом искусстве — памятник Петру I.
- В развитых асимметричных пространственных комплексах центры и доминанты, а также другие элементы, расчленяющие и ограничивающие пространство, могут создавать сложное динамическое равновесие. Так, композиционной доминантой ансамбля площади Святого Марка в Венеции является собор Святого Марка благодаря своему художественному и смысловому значению, массивности и пластической разработанности, а также положению на пересечении двух композиционных осей. В то же время в ансамбле есть еще одно важное сооружение, выполняющее роль композиционного акцента, — колокольня с Лоджеттой у ее основания. Вместе они организуют вокруг себя большую часть пространства Г-образной площади, находясь как раз во внутреннем углу ее пересекающихся фрагментов, помогают сплачивать в архитектурный ансамбль множество элементов застройки. В результате асимметрично расположенные контрастные массы композиционной доминанты (собора) и композиционного центра (Лоджетты) воспринимаются зрителями в динамическом равновесии из множества видовых точек.
Композиционный центр и композиционная доминанта могут быть материально не выражены и отсутствовать вовсе. Однако в любом случае целостность и выразительность пространства обеспечивается подчинением второстепенных элементов архитектурной доминанте, а при ее отсутствии — группе ведущих композиционных элементов. В пределах общей закономерности у проектировщика есть множество выразительных решений.
Изучение учебной дисциплины «Архитектурная композиция» нельзя свести лишь к запоминанию терминов и их определений, изучению теоретических принципов архитектурного формообразования и анализу характерных примеров зданий и сооружений. Освоение композиционных закономерностей протекает более успешно при сбалансированном сочетании теоретического и практического курсов дисциплины, через постановку и выполнение ряда последовательных заданий. Решающее значение приобретает практическая — «рукотворная» деятельность, направленная на изготовление макетов определенных архитектурных композиций.
Данный комплекс заданий направлен на развитие у обучающихся необходимого для профессиональной подготовки пространственного мышления, способности уверенно и оперативно выбирать оптимальные варианты трактовки архитектурной формы. Для выполнения практических заданий по архитектурной композиции используются удобные, достаточно простые по геометрическому виду (соответственно и по изготовлению) модели архитектурно-пространственных форм.
Они не являются проектными моделями конкретных зданий и сооружений и имеют лишь условный, обобщенный характер. При их выполнении необходимо абстрагироваться от функциональных и конструктивных требований, учитывая, однако, предполагаемый характер объекта с точки зрения вида создаваемой композиции и ее конструктивных и пластических особенностей.
Преимущество макетного метода выполнения практических заданий перед графическим заключается в наглядности вариантов создаваемых композиций. Обобщенная трактовка архитектурно-пространственных форм в виде совокупности элементов простого геометрического вида обеспечивает ясность восприятия визуальных свойств элементов и условий их соподчинения.
При этом закономерности и средства построения архитектурной композиции раскрываются не изолированно, синтезируются и воплощаются в чувственно-образную форму. Действующие в некоторых заданиях условные ограничения на использование каких-либо визуальных свойств обуславливают поиск выразительности при минимальном количестве средств гармонизации архитектурных форм.
В данном учебном пособии предложен целостный комплекс заданий, подводящих учащихся к самостоятельному композиционному творчеству. Они чередуются таким образом, чтобы последовательно усложнялись композиционные задачи, увеличивалось количество разрешенных выразительных средств и вариантов соподчинения элементов, осуществлялся переход к более пластичным и развитым в пространстве структурам.
В каждом практическом задании не только изложены задачи и условия выполнения каждой работы, но показаны их примерные варианты и даны необходимые разъяснения по поводу выбранного композиционного решения. Хотя модель архитектурного сооружения и макет архитектурной композиции различаются по назначению и форме выполнения, в приведенных ниже пояснениях для удобства чтения текста термины «композиция», «модель» и «макет» условно рассматриваются как равнозначные понятия.