Практическое задание 6. Композиционная организация архитектурной формы сопряжением трех параллелепипедов
Задачи. Задание направлено на изучение закономерностей композиционного построения архитектурной формы с помощью сопряжения несколько большего количества элементов.
В ходе выполнения задания следует проследить за возникновением единства и масштабности еще более сложно структурированной формы в результате соподчинения нескольких простых объемных элементов; обратить внимание на существенно расширяющиеся возможности формирования даже из трех объемных элементов достаточно выразительной архитектурной композиции любого вида — фронтальной или объемной.
Условия. Требуется построить на горизонтальной плоскости архитектурную форму в виде сопряжения трех параллелепипедов, различным образом ориентированных в пространстве, имеющих взаимно параллельные и перпендикулярные грани. Параллелепипеды могут иметь наибольшее протяжение по вертикали или горизонтали до 15 м. Расположение некоторых элементов возможно на расстоянии от подмакетника. Наблюдатель размещается на горизонтальной плоскости на расстоянии 15—30 м от объема. Масштаб — 1:100 или 1:200.
Пояснения. На рисунке 159, а в аксонометрии показан пример структуры, образованной в результате сопряжения трех параллелепипедов. Элементы получили развитие по всем трем координатам, и сформированная форма приобрела качества объемной композиции.
Доминирующим звеном структуры с учетом системы соподчинения визуальных свойств задействованных элементов стал нижний массивный параллелепипед. На рисунке 159, б изображена ортогональная проекция той же структуры со стороны основного к ней подхода. На чертеже хорошо заметны соподчиненность элементов и доминирование массивной нижней части формы, обеспечивающей устойчивость и уравновешенность всей структуры.
Но ортогональная проекция не дает полного представления о развитии элементов в глубину; в результате легко представить на основе той же схемы вариант структуры типа фронтальной композиции.
Точно так же ортогональные проекции моделей, изображенные на рисунке 159, в, г, д, е, ж, позволяют развернуть их в фронтальную или объемную композицию в зависимости от того, насколько будут развиты по глубинной координате некоторые привлеченные элементы.
Но в любом случае будет обеспечено формирование определенной системы соподчинения элементов с выделением главного звена. Так, композиционным центром может стать или самый большой, акцентированный по вертикали компонент, врезанный в распластанный «пьедестал», или, наоборот, самый малый, приподнятый над подмакетником с помощью двух других (горизонтального и вертикального) параллелепипедов.
В модели, изображенной на рисунке 159, д, ритмически изменяющиеся свойства элементов заставляют обратить внимание на самый крупный, но явно плоский параллелепипед, тоже взлетевший над плоскостью основания. Однако доминирующим звеном структуры и центром ее развития все же служит нижний массивный элемент. При достаточной его протяженности по глубинной координате модель обретет качества объемной композиции.
На рисунке 159, е приведен вариант формирования симметричной структуры, где два одинаковых малых линейных параллелепипеда поддерживают главный, приподнятый над подмакетником. В зависимости от того, будет ли он плоским или массивным (квадратным в плане), структура приобретет качества фронтальной или объемной композиции.
Но в любом случае доминирование его первичных свойств обеспечит формирование системы соподчинения элементов и единство формы. Такой же главный элемент стал участником асимметричной композиции. Здесь его дополняют и поддерживают на флангах два разных по своим свойствам параллелепипеда, отличающихся в первую очередь своей протяженностью по разным координатам.