Китайская архитектура занимает уникальное и значительное место в истории мировой архитектуры. Ее развитие прошло долгий путь с сохранением глубоко укоренившихся народных традиций. Уже в IV-I тысячелетиях до н.э. в Китае появились деревянные каркасные и глинобитные дома, а также столичные города, такие как Инь, обнаруженный в 15 веке до н.э. недалеко от города Аньян в провинции Хэнань.
В период с XI по III вв. до н.э. сформировались принципы организованного городского планирования и основные элементы китайской архитектуры, которые развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений. Характерными особенностями древнекитайской архитектуры являются массивные земляные фундаменты, деревянный каркас, опирающийся на столбы, балки и кронштейны, высокие крыши с загнутыми вверх концами.
Промежутки между столбами заполнялись стенами, создавая своеобразный архитектурный ордер с характерной особенностью — «доу-гун». Строительство Великой Китайской стены в IV-III вв. до н.э. свидетельствует о стремлении страны защитить себя от нашествия кочевников.
С III в. до н.э. по III в. н.э. строительство процветало, создавались сложные по структуре и грандиозные дворцы, большие мосты, гробницы, примечательные ворота, такие как Гао-и-эт в уезде Яань провинции Сычуань, построенные в 209 г. н.э. Здания стали украшаться скульптурными изображениями человеческих фигур и крылатых львов. Под влиянием буддизма в III-VI вв. получили распространение многоярусные культовые башни, такие как пагода Сунь-юэ-си близ Дэнфэна в провинции Хэнань, построенная в 520 г., и пещерные храмы, украшенные скульптурами и росписями, как храм Майцзишань в провинции Ганьсу в середине VI века.
В VII-XII веках китайская архитектура отличалась серьезностью и монументальностью. Такие города, как Чанъян (ныне Сиань), процветали благодаря строительству дворцов, правительственных зданий и жилых домов. Возводились монументальные пагоды, такие как Да-янь-та (Большая пагода дикого гуся) в Сиане (построена в 652 г., перестроена в 701-704 гг.), стройная пагода То-та (Железная пагода) в Кайфыне (построена в 1041 г.), а также храмы, подобные храму в Цзиньсы близ Тайюаня в провинции Шанань (XI-XIII вв.). Трактат «Методы архитектуры», написанный Ли Минг-чунгом в 1103 г., обобщил обширные практические знания китайских строителей, изложив правила и методики возведения зданий на основе модульных систем и типизации элементов.
Значительное развитие градостроительство получило в XIV-XVIII веках, когда города и ансамбли стали строиться по принципам фэн-шуй, основанным на многовековом опыте строительства. В дальнейшем китайская архитектура развивалась на основе модульной сетки, что привело к созданию типовых планов домов. На смену строгим и монументальным формам прошлых веков пришло ощущение легкости и изящества.
Широкое распространение получил архитектурный ордер, состоящий из каменного основания, деревянных столбов, системы балок и кронштейнов, называемых доу-гун, и карниза. Деревянные элементы после специальной отделки украшались яркой цветной росписью. Широкое применение в орнаментации нашли резьба и глазурованная цветная керамика. Хотя основным строительным материалом оставалось дерево, в строительный репертуар вошли также камень и кирпич.
Города в основном состояли из одноэтажных домов, заключенных в высокие стены, окружавшие центральную часть, где располагались дворцы, сады чиновников, рынки и жилища простых людей. Прямые улицы делили весь город на кварталы. Жилища представляли собой дворы, состоящие из нескольких одноэтажных домов, окна и двери которых были обращены внутрь двора. В больших семьях или кланах эти жилища образовывали сложные структуры, соединенные между собой несколькими дворами.
Эта усадебная система использовалась также при строительстве торговых зданий, дворцов, храмов и монастырей. Среди сооружений этого периода следует отметить прямоугольные павильоны (дянь), небольшие деревянные здания на высоких каменных основаниях (тай), деревянные дворцы с открытыми террасами по фасаду (лу), а также многочисленные парковые павильоны (тин) и пагоды (и). Пекин в XIV-XVIII вв. пережил масштабную перестройку и рост, в результате чего были созданы такие выдающиеся ансамбли и величественные сооружения, как Запретный город, Храм Неба, Стена Девяти Драконов.
Аналогичные системы планировки были приняты в таких городах, как Шэньян, Тяньцзинь, Шанхай, Нанкин и др. Высокого уровня совершенства достигла китайская садово-парковая архитектура, для которой характерна гармоничная планировка, включающая рельеф, водоемы, зеленые насаждения и малые архитектурные элементы — мосты, ворота, беседки, галереи. Примером могут служить парки Ихэюань и Бэйхай в Пекине, а также парки в Сучжоу и многие другие. Архитектура юго-западного Китая, особенно Тибета, отличается величественной простотой и яркими красками, которые можно увидеть в таких сооружениях, как дворец Потала в Лхасе, построенный в XVI веке.
В конце XIX — начале XX вв. западноевропейская эклектичная архитектура проникла в китайские города, в результате чего образовались богатые центральные районы и гораздо более бедные окраины. В настоящее время крупные города Китая переживают бурную реконструкцию, однообразные здания заменяются современными высотками. Возводятся новые гостиницы, жилые башни, стадионы, что служит примером такого преобразования.
В частности, в финансовом центре Шанхая можно найти филиалы мировых корпораций и банков, а также культовую Шанхайскую телебашню, известную как «Жемчужина Востока». Эта башня является крупнейшей в Азии и третьей по высоте в мире, демонстрируя современные архитектурные достижения Китая. Однако в некоторых крупных городах все еще можно встретить очаги бедности, часто расположенные вблизи древних храмов. В мегаполисах встречаются уникальные уличные развязки, что придает им оригинальность и своеобразие городских ландшафтов.