Мы говорили до сих пор почти исключительно о ритмичных формах, об урав-новешенном движении, о гармонических сочетаниях, о ясности восприятия образа сооружения, об органичности решения. Однако не всегда архитектура пользовалась исключительно ритмичными формами и гармоническими сочетаниями.
Художники некоторых эпох сознательно пользовались диссонансом, как средством повышения художественной выразительности.
Художник, зодчий свободны в выборе средств, нужных для полного воплощения образа, но художник должен применять различные художественные средства, в том числе и прием диссонанса, если он нужен, сознательно, хорошо зная законы гармонического образования формы. Эти законы глубже всего были воплощены в эпохах классической архитектуры с ее ясностью, органичностью форм, строгим равновесием и гармонией. Поэтому мы чаще всего базировались в предыдущем изложении на опыте классической архитектуры. Зная эти законы, мы всегда сумеем использовать их, чтобы произвести нужное впечатление, независимо от того, что иногда оно достигается нарушением закона. «Искусство, которое доставляло бы нам только приятные ощущения, распределенные с наилучшим знанием, дало бы нам чисто отвлеченное понятие о вещах и о мире: но самый сладкий мед, извлеченный из цветка, все-таки не заменяет цветка. Такое искусство имело бы в высшей степени недостаток, присущий всем искусствам, именно — оказываться несравненно более узким, чем природа. Правила приятного ощущения суть границы для искусства; роль гения в искусстве состоит именно в том, чтобы расширять постоянно эти границы и для этого иногда как будто нарушать эти правила. В действительности, гений не нарушит их, безусловно, потому, что ощущения прямо неприятные не могли бы быть терпимы, но он их обходит и таким образом старается беспрестанно расширять область искусства».
Повторяем, зодчий должен сознательно пользоваться законами творчества. Все крупные мастера, ведущие искусство за собою, ясно отдавали себе отчет в средствах, которыми они пользовались для достижения цели.
Стремление к органическому, высококачественному произведению архитектуры заставляет нас поставить вопрос о принципах целостной конструктивно — архитектурной формы, отвечающей и эстетическим требованиям, и условиям производства, и требованиям экономики.