БАРОККО

апулийские трулли

В XVII и XVIII вв. в результате бегства крестьян из сельских местностей и, как следствие, нехватки земельных участков в городах появляются жилые кварталы с многоэтажными домами рядовой застройки. Их заказчиками являются частные лица и нередко религиозные ордены.

Определяющими остаются ренессансные формы:

— однако вкус эпохи и земельные участки самых разных размеров часто обусловливают появление особенных, отличающихся от других зданий

-внутренняя структура крупных городских построек проектируется как дворцы, но разделяется на принадлежащие частным владельцам квартиры из 2-4 комнат, вход в которые через многочисленные лестницы

— и все же до середины XVIII в. это убогие квартиры за красивыми фасадами

— распространение альбомов образцов способствует появлению во второй половине XVIII в. более разумных планов зданий. Столовая, кухня, салон обособляются; спальня на верхнем этаже

— особую форму образуют апулийские трулли, где возрождается применявшийся раннее безрастворный способ строительства домов с коническими крышами с ложным сводом

В конце XVIII в. распространяется тип дома, скромные позднебарочные элементы фасада которого в сочетании со средиземноморским типом кубического дома производят впечатление домашнего, уютного здания.

ФРАНЦИЯ

XVII в. Во Франции города перенаселены; в Париже появляются новые пригороды для бедных и богатых: процветает спекуляция земельными участками; королевский двор ориентируется на итальянские образцы-.

— в жилищном строительстве правила итальянского Палладио приводятся в разумное соответствие с собственными потребностями и финансовыми возможностями

— высокая крыша с дымовыми трубами

— равномерное распределение оконных и арочных проемов, в результате чего внутри возникают сквозные помещения

— узкие дома

— экономия античных орнаментов

— членение фасадов карнизами, пилястрами, в промежутках между окнами квадровые вставки, рустованный цоколь

— большая крыша с 4-угольными слуховыми окнами

XVIII в. Практичные планы — отказ от анфилады, промежуточные этажи делают комнаты более низкими и лучше обогреваемыми:

— дальнейшая специализация помещений каждого апартамента; также с ванной и гардеробной

-барочным декором характеризуется, прежде всего, прикладное искусство, фасады же остаются классическими, даже более пуристическими

— французская архитектура XVIII в. задает тон для всей Европы

РОССИЯ

Посте образования Российского государства и его экономического расцвета в XVII в. появляются первые кирпичные дома по традиционным планам деревянных домов с 2-4 комнатами, лежащими по обе стороны сквозного центрального коридора. Второй этаж превращается в парадный салон.

Строятся дома и в 3 этажа с наружной лестницей и даже домовой церковью. План — квадратный или вытянутый прямоугольный, причем сторона здания со свесом крыши, достигающая в длину 30 м, обращена, в отличие от западноевропейских домов, к улице.

Планировка Санкт-Петербурга, ставшего с 1712 г. столицей, предусматривает:

— запрет строительства деревянных домов в пользу кирпичных зданий

— привлечение лучших архитекторов для проектирования стандартных домов, предназначенных для ремесленников, низших и высших чиновников, богачей и дворян

— кровельную черепицу, оштукатуренный потолок и сводчатый нижний этаж как защиту от пожаров

— рациональную планировку помещений, с обстановкой по западным образцам, но и с самобытным вкусом

— кафельные печи по голландским образцам

— замкнутые ряды фасадов с барочной декорацией по западноевропейскому образцу, иногда сильно раскрашенных

ПОЛЬША

Скромные фронтонные дома с въездами для повозок, с 2-3 помещениями в глубину, неосвещенной кухней в центре дома характеризуют бедность страны. Городское планирование ограничивается резиденциями князей.

НИДЕРЛАНДЫ

После маньеристского периода, длившегося вплоть до XVII в., амстердамская ратуша знаменует в 1648 г. начало классицистической эпохи в Нидерландах, своеобразно интерпретирующей итальянские образцы. Из- за небольшой потребности в общественных зданиях на первый план выдвигается строительство домов купеческого сословия:

— высокий подвальный этаж, используемый как складское помещение

— фасад с треугольным фронтоном или фронтоном с волютным обрамлением, также и с ломаным фронтоном

— белые лизены или пилястры членят красные кирпичные стены; цветочные гирлянды под окнами или по краям фронтона

— передний дом в качестве вестибюля ; дорогостоящее убранство

— сильное влияние на архитектуру южной Англии периода Реставрации

Фландрское барокко характеризуется тяжеловесностью и вычурностью гильдейских домов на Гранд-плас в Брюсселе и демонстрирует весь арсенал маньеристского и барочного декора.

ГЕРМАНИЯ

Вместо старых деревянных домов появляются ряды каменных домов с 3-4 этажами и выступающими мансардными крышами. В отличие от Франции они располагаются чаще отдельно один от другого, а высота этажей и кромок свеса крыши разные:

— в узком одноквартирном доме в бельэтаже располагаются изысканные жилые комнаты и кухня

— в многоквартирных домах квартиры расположены одна над другой, планы повторяются

— барокко северогерманского жилого дома более спокойное и выдержанное по сравнению с южногерманским, которое отдает предпочтение фасадам, украшенным лепным орнаментом или «легкой живописью».

Холборн, Лондон, дом леди Кук, по нидерландскому образцу; здесь: чертеж Дж. Смитсона закладывает основы распространения нидерландского «холборнското фронтона», особенно в южной Англии

Элтем Лодж/Кент, арх. X. Мей. «Нидерландское палладианство». Прямоугольное строение, высокий подвальный этаж. 2 центральных портала ведут к «пиано нобиле», выше спальные помещения

АНГЛИЯ

1- я фаза: Иниго Джонс благодаря поездкам в Италию становится до середины века английским проводником идей Палладио при строительстве крупных дворянских домов, что приводит к переменам художественных вкусов все еще готического мира. Его последователи Рен. Хоксмур, Нэш и Арчер также посвящают себя преимущественно строительству церквей и крупных дворянских домов. Небольшие городские дома и некоторые загородные поместья, особенно в южной Англии, осуществляются в период правления Карла I в стиле нидерландского классицизма:

— сочетание обожженного и обычного кирпича

-классическая средняя часть фасада с колоннами или пилястрами колоссального ордера с треугольным фронтоном

— типичным становится, однако, «холборнский» сегментный фронтон над 2 широкими волютами. Он внедряется с 1618 г. Джоном Смитсоном и означает начало нидерландского влияния

— шатровая крыша с широкими свесами, 4-угольными слуховыми окнами; у больших домов с балюстрадой аттика, скрывающей крышу, и купольным фонарем в центре крыши

— комфортабельная внутренняя отделка

2- я фаза: неопалладианство. Главные его представители — Берлингтон, Кемпбелл, Гиббс, Кент — строят загородные поместья в георгианском стиле. Городской вариант наиболее ярко проявляется в новом типе жилых домов, выстраиваемых в единый комплекс. Группа «террасных домов», расположенных вокруг площади прямоугольником, называется «сквер», в форме полумесяца «кресент», круга — «сёркус». Единство им придают одинаковые классические мотивы. Знаменитые комплексы таких домов построены обоими Вудами в Бате.