Чтобы дать представление о влиянии формы соединительных планок или решеток на вид сооружения, приводим «интерьеры» некоторых мостов с ездой понизу. Наиболее серьезное архитектурное значение имеют эти детали в шоссейных мостах, а также в промышленных и общественных зданиях, т. е. везде, где металлические конструкции стоят в непосредственной близости к значительным массам людей и могут восприниматься ими.
В железнодорожных мостах и в мостах с ездой поверху конструкции не могут восприниматься с близкого расстояния, и поэтому указанные факторы имеют гораздо меньшее значение.
В балочных и рамных конструкциях меньшего масштаба элемент свободного архитектурного творчества может проявиться уже не в очертании, а главным образом в расчленении балки ребрами жесткости и диафрагмами.
Размещение ребер жесткости зависит от условий устойчивости стенки балок и подчинено расчету. Конструктор устанавливает наибольшее расстояние между ребрами жесткости и диафрагмами. Архитектор может изменять расстояния между ребрами в заданных пределах. В крайнем случае, если заданные расчетом пределы не удовлетворяют архитектора, можно несколько изменить толщину стенки и получить иные расчетные пределы расстояния между ребрами жесткости.
Проф. Гартман в своей книге «Эстетика мостостроения» указывает, что в балках значительной высоты эффект членения стенки ребрами жесткости пропадает из-за увеличения масштаба конструкции: ребра становятся слишком мелкими но сравнению с высотой стенки.
В крупных балках эффективным средством образования архитектурной формы могли бы быть вырезы стенки. Различные формы вырезов в стенке, осуществимые в обычных балочных конструкциях. Как правило, вырезы наиболее легко осуществимы в средней части балок, где скалывающие усилия невелики. Принимая различную величину отверстий, мы можем получить довольно эффектный узор без значительного усложнения конструкции. Увеличивая размеры отверстий в стенке, мы приходим к безраскосной конструкции, довольно неэкономичной, так как стойки и пояса ее довольно сильно работают на дополнительный изгиб от влияния перерезывающих сил. Такая конструкция наиболее целесообразна в стенках колонн и в арочных системах, где изгибающие моменты невелики по сравнению со сжимающими силами.
Этот прием нашел применение также в арочных работах купола выставочного зала во Фрапкфурте-на-Майне.
В решетчатых арочных конструкциях возможен также значительно более свободный выбор схемы решетки, нежели в балочных системах. Хороший результат дает здесь применение более сложных многораскосных систем, образующих спокойную легкую сетку, соединяющую мощные пояса. Экономичность конструкции при этом почти не страдает, благодаря незначительному весу решетки в сравнении с весом поясов и простоте креплений легких стержней сложной решетки.
В легких сварных арках хороший эффект дает применение прутковой решетки. Большие возможности в отношении создания архитектурных форм представляют всякого рода опорные узлы сплошных конструкций. Применение складчатых ребер жесткости из уголков дает здесь значительную прочность и жесткость опирания и хорошую архитектурную форму опорного узла.
Вообще нужно отметить, что металлические конструкции неизмеримо расширили творческие возможности архитектора. Перекрывая большие пролеты, достигая значительных высот, мы действительно «побеждаем пространство». Достаточно сравнить возможности пространственных решений при применении камня, даже в самых смелых и грандиозных решениях (купол Брунеллеско во Флоренции, Пантеон, собор св. Петра в Риме), с теми возможностями, которые нам дает металл и которые используются в грандиозном купольном перекрытии большого зала Дворца Советов.