Архитектурная форма и созданное ею архитектурное пространство — собственное пространство природы, создаваемое человеком по ее законам (сила тяжести, прочность, устойчивость, сжатие и растяжение и т. п.). Архитектор созидает архитектурную форму, диалогизируя и 1) со средой, для которой и в которой эта форма станет экзистенциально ценной, и 2) с самим собой как не столько художественным, сколько всеобще организующим началом этой формы. Все стрелы воздействия среды на человека впиваются в тело сознания архитектора как в выразителя этой среды.
С одной стороны, для возможности рефлективного восприятия архитектурной формы ее приходится рассматривать как театралогическую, даже мифологизированную, такую, с которой нечто происходит, раз на нее обращено внимание человека. В этом «нечто» — существо художественности, поставляемой сознанию архитектурной формой. Художественность архитектурной формы почиет на театральном эффекте, им, собственно, исчерпываясь: остальное — конструкции и косная ткань, облекающая ценное пространственное ядро.
С другой стороны, восприятие в архитектуре формы художественной целиком обусловливается формой архитектурной и эйдетически отождествляет между собой их совместную выразительность.
Иными словами, только архитектурная форма выступает как онтологическая повседневность человека, одновременно одушевляя и делая художественным его инобытие; но при этом она не прибегает к требованию обязательной духовной работы по развеществлению художественных смыслов, в этой форме заложенных. Здесь — главный спецификум формы архитектурной в ее отличии от просто художественной.
Таким образом, архитектура преодолевает внутрикультур- ную замкнутость, присущую культуре, приобщая культурный процесс бытию в его непосредственной и повседневной открытости, делая прозрачным для постижения свое функциональное и формологическое содержание. От этого в прямой зависимости расположены явления и художественного, и прагматического. В этом состоят, на наш взгляд, пределы сущностно-деятельностного истолкования архитектуры.
Архитектурная форма, созижденная человеком для его удобства, — вне-эмпирическое, эйдетическое условие формулировки человеческого инобытия как его выразительной непосредственности: архитектурной и деятельной. Идеальность архитектурной формы проявляется как вещно представленная форма общественно-человеческой деятельности или как форма вещи, представленная в виде самой вещи.
На примере античной архитектурной практики показано, как хаос человеческого общежития (в космосе бытия и мировоззрения) превращается в космос организованных материальных форм, стройность и организованность которых создали условия для возникновения форм государственного устройства, а в свою очередь придали архитектуре необходимость и достаточность функционального, формального и художественного разнообразия.
Эта книга — об античной архитектуре в связи с античной культурой и об античной культуре в связи с античной архитектурой, в связи с возможностью их современного прочтения друг сквозь друга и совместной мыслительной реконструкции.
Архитектура, являясь формой культуры и культурного бытия, может быть вычленена из культуры только с какой-нибудь научной целью путем намеренного наведения на резкость. Остальные формы культуры не то чтобы при таком взгляде сходят на нет, но оказываются фоном. Однако внимательно зрящий глаз на них тоже с неизбежностью останавливается.