В число генеративных проектов Каабы входят и вовсе не религиозные постройки. Провокативная форма Каабы обнаруживается на 5-й авеню Нью-Йорка, там открылся Apple Store. Открытие магазина вызвало волну непонимания со стороны мусульман из разных стран мира. Дело в том, что прозрачный куб для магазина Apple становился и белым и черным, что и не могло устроить ригористов: форма Каабы не может быть дублирована, а также воспроизведена во внесакральной ситуации.
Очевидно, что проектировщики кубического магазина с эмблемой яблока воплотили всем известную архитектурно-скульптурную идею-проект Роберта Вентури — большой куб с яблоком сверху на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Вентури и его близким коллегам принадлежит проект государственной мечети для Багдада. В 1958 г. Саддам Хусейн организовал международный конкурс, который должен был избрать кандидатуру для строительства государственной мечети в Багдаде.
На конкурс были отобраны проекты Мухамеда С. Макийа, Маата ал-Алуси, Расима Бадрана (Иордания), Минору Такийама (Япония), Роберта Вентури и его жены Денис Скотт-Браун (США), а также Рикардо Бофилла (Испания). Последний хорошо известен сейчас по его постройкам в Москве (магазин «Калинка Стокман» на Новинском бульваре), в Стрельне под Петербургом (Конгресс-центр с концертным залом), в январе 2013 г. он выиграл конкурс на строительство комплекса аэропорта в Перми (Большое Савино).
Перед тем как перейти к проекту Р. Вентури, скажем несколько слов о Расиме Бадране, архитекторе иорданского происхождения. В проекте мечети для Багдада архитектор использовал план каирской мечети Ибн Ту- луна с дополнительным пространством, обегающим здание мечети с трех сторон. Но особенно слава Бадрана возросла после перестройки центра Эр-Рияда (Саудовская Аравия) и строительства Большой мечети (1992).
Роль Бадрана в современной исламской архитектуре весьма велика, его работы знаменуют необходимость перехода к новым архитектурным задачам, не теряя связи с традиционными формами3. К значению проекта государственной мечети для Багдада мы вернемся чуть ниже.
Проект Вентури для мечети Багдада одновременно «сложен и противоречив». Мечеть передает отчетливый образ гипостильной постройки с куполом над михрабной зоной. Казалось бы, проект прост, однако открытость моленного зала сверху есть следствие отношения Вентури к пространству арабского гипостиля мечети.
Американский архитектор говорит следующее: «Решетка колонного пространства в мечетях от Каира до Кордовы взывает к импровизации и вариативности». Отношение Вентури к гипостилю арабской мечети прозорливо, именно таким образом к ней отнеслись в XI в. иранцы; они, введя изрядную меру импровизации, изменили «решетку колонного пространства» и двор на крещатую форму.
Вентури заменяет продольную направленность колонн зуллы на арочное развертывание пространства. И самое интересное состоит в том, что михрабное пространство накрывается куполом, представляющим собой развернутый в пространстве мукарнас. Читатель должен знать, что сталактивая форма купола в проекте Вентури вполне укладывается в его приниципиальное суждение о неразрывности архитектуры и орнамента.