Практическое задание 5. Композиционная организация архитектурной формы сопряжением двух параллелепипедов
Задачи. Задание направлено на изучение закономерностей композиционного построения архитектурной формы с помощью сопряжения минимального количества элементов. В ходе выполнения задания следует проследить за возникновением единства и масштабности более сложно структурированной формы в результате соподчинения простых объемных элементов; обратить внимание на возможность формирования из двух объемных элементов архитектурной композиции двух ВИДОВ — фронтальной или объемной.
Условия. Требуется построить на горизонтальной плоскости архитектурную форму в виде сопряжения двух параллелепипедов с взаимно параллельными и перпендикулярными гранями. Параллелепипеды (один или оба) могут иметь наибольшее протяжение по вертикали или горизонтали до 15 м. Расположение одного из элементов возможно на расстоянии от подмакетника. Наблюдатель размещается на горизонтальной плоскости на расстоянии 15—30 м от объема.
Пояснения. Под сопряжением параллелепипедов следует понимать их взаимную композиционную связь в пространстве посредством примыкания одного к другому или их пересечения при ориентировании граней обоих элементов параллельно основным координатным плоскостям.
Варианты выполнения задания показаны на рисунке 158. При фронтальном горизонтальном размещении большего параллелепипеда и незначительном развитии его в глубину (т. е. толщине), как правило, формируется фронтальная композиция. В отличие от ситуации, когда два одинаковых по первичным свойствам элемента располагаются рядом друг с другом (см. гл. 1), в данном случае при действии между параллелепипедами весовых отношений один из них принимает на себя роль главной части образованной простейшей структуры.
В асимметричной и динамичной композиции малый параллелепипед, акцентированный вертикально по контрасту с большим, протяженным элементом, становится доминирующим звеном. В симметричной композиции распластанный меньший параллелепипед, врезанный в верхнюю часть нижнего протяженного параллелепипеда по оси его симметрии, безусловно становится кульминационным узлом.
При обоюдном развитии параллелепипедов по вертикали, тем более при равенстве их измерений в плане, образованная структура приобретает качества объемной композиции. Опять же при активном участии весовых отношений происходит дифференциация свойств задействованных элементов. Даже при небольшой величине врезанного в вертикально поставленный стержень второго массивного объема он становится главной частью структуры. Если же вертикально акцентированный параллелепипед устанавливается сверху на массивный объем как на пьедестал, протяженный элемент становится доминирующим.