Задачи. Задание направлено на закрепление у обучающихся представления о композиции архитектурных форм на примере целостного и выразительного решения фронтальной поверхности с помощью ограниченного количества членений ее поверхности рельефом. В работе необходимо добиться единства и согласованности составляющих композицию элементов на основе сочетания их свойств методом соподчиненных членений, масштабности архитектурной формы относительно человека, выявления композиционного центра.
Условия. Архитектурная форма в виде плоской прямоугольной поверхности максимальным размером по горизонтали и вертикали до 15 м располагается фронтально по отношению к зрителю на горизонтальном подмакетнике. Зритель находится на расстоянии от плоскости, равном ее высоте.
Плоскость подразделяется на части с помощью различного рельефа поверхности; варианты рельефа (в горизонтальном и вертикальном сечении плоскости) показаны на рисунке 156, а. Количество основных членений — не более трех-четырех. При построении рельефа следует учитывать условия освещения архитектурной формы прямым потоком солнечного света, направленного сверху вниз слева направо по диагонали куба.
Пояснения. Примерные решения поверхности показаны на рисунке 156, б, в, г. Условиями задания для построения композиции предоставлена достаточно широкая палитра выразительных средств. Художественный эффект, однако, и здесь достигается отбором нескольких основных вариантов рельефной поверхности и ограничением количества членений.
Так, на макете, показанном на рисунке 156, б, несколько раз использован прием излома фронтальной поверхности относительно горизонтальной оси. Применение «встречного» направления в наклоне фрагментов плоской поверхности позволило выделить в общей структуре главную ее часть, расположенную в серединной зоне.
Кульминационный узел дополнен тремя дополнительными акцентами на флангах композиции, выполненными в той же стилистике. Более сложный ритм складчатообразных элементов положен в основу композиции, изображенной на рисунке 156, в. Здесь они непосредственно фиксируют границы ее главной части; с других сторон композиционный центр выделен простейшими, но стилистически подобными членениями рельефа поверхности.
В работе, показанной на рисунке 156, г, главной частью стал крупный фрагмент выпукло изогнутой поверхности, ограниченный со всех сторон мелкими участками фронтальной плоскости, сдвигаемыми в плане. Жесткую горизонтальную ось излома главной части структуры на левом фланге останавливает своей мягкой пластикой вертикально акцентированный полуцилиндр, на правом — узкое складчатообразное вертикальное членение.
Практическое задание 4. Композиционная организация простейшего объема членениями (выступающими или заглубленными) боковых поверхностей
Задачи. Задание направлено на ознакомление с закономерностями достижения единства и гармоничности простейшего объема (параллелепипеда) с помощью выступающих или заглубленных соподчиненных членений его боковых поверхностей. Необходимо проследить за установлением связей смежных сторон по порядку членений, выявить закономерности отношений, достигнуть целостности объема.
Условия. Архитектурная форма в виде простого параллелепипеда с наибольшим измерением до 15 м (по высоте или в плане) располагается на горизонтальной плоскости. Объем рассматривается со всех сторон с высоты роста человека. Боковые поверхности параллелепипеда расчленяются выступающими или заглубленными членениями различного вида (полными и неполными, горизонтальными и вертикальными, введенными замкнутыми элементами); количество членений каждой стороны параллелепипеда не должно превышать трех-четырех. Задание выполняется в макете из белой плотной бумаги; масштаб — 1:100 натуральной величины.
Пояснения. При переходе от организации плоскости к построению объема появляется новое композиционное требование: добиться не только единства и гармоничности каждой боковой поверхности отдельно, но согласованности и соподчинения всех сторон объемной архитектурной формы.
Это условие выполняется с помощью различных приемов: продолжения членения за пределы одной грани и перехода его на смежную сторону объема; регулирования величины и местоположения введенных элементов на соседних плоскостях; относительно равномерного распределения членений на поверхности параллелепипеда. Сохраняется требование установления масштабности формы, но появляется необходимость установить наиболее выгодное положение зрителя по отношению к объему.
Выразительный композиционный центр формируется не на каждой грани объема, а со стороны главного подхода к нему. Средствами выделения главной части по-прежнему являются исключительные, необычные первичные свойства доминирующего элемента или определенной зоны поверхности. Композиционный центр объемной формы (в отличие от плоскости) может быть смещен к краю боковой поверхности и даже наложен на ребро смежных граней.
Варианты выполнения задания показаны на рисунке 157, а, б, в. Три изображенных одинаковых по размерам параллелепипеда имеют различный характер композиционной организации системой соподчиненных членений. Первый объем зрительно делится условной вертикальной плоскостью на две симметричные части, что подчеркивает доминирующую роль главного, тоже симметричного фасада, обращенного к направлению главного подхода.
Главный фасад получил крупномасштабное, даже монументальное решение. Боковые поверхности второго объема расчленены неодинаково, с использованием введенных замкнутых элементов разной величины, что обусловливает соподчиненность фасадов. Третий параллелепипед представляет собой пример организации композиционного центра такого типа, который выразительно воспринимается с двух направлений, располагаясь на пересечении смежных сторон объема.