Характерными признаками объемной композиции, отличающими ее от других видов композиции, являются:
- развитие архитектурной формы по трем координатам с относительно равными измерениями;
- возможность понимания ее закономерностей при восприятии со всех сторон (в отдельных случаях — с трех и даже двух сторон).
Среди многообразия разновидностей объемной композиции выделим, прежде всего, три их варианта в соответствии с наиболее общими и типичными признаками соотношения массы отдельных объемов и межобъемного пространства.
1. Объемные композиции, представляющие собой относительно замкнутый объем. Он может соответствовать форме одного основного геометрического тела, а может состоять из нескольких сопряженных объемов одинакового или различного геометрического вида.
2. Объемные композиции, представляющие собой комплекс нескольких относительно самостоятельных, но сочлененных геометрических тел. Внешнее пространство проникает в массу сооружения и выделяет объемные элементы, композиционно связанные между собой. Внутри этой разновидности в свою очередь можно выделить три характерных варианта решения объемной композиции: 1) композиции, построенные на сочетании различных форм, развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении \ 2) композиции, построенные на сочетании различных форм, образующих замкнутый комплекс с двором-атриумом; 3) композиции, построенные на сочетании нескольких форм, развивающихся в разных горизонтальных направлениях.
3. Объемные композиции, представляющие собой сочетание нескольких отдельно выполненных, но соподчиненных форм. Среди них выделяются два варианта: 1) формы свободно размещаются на горизонтальной плоскости, не имеющей материальных границ или членений; 2) несколько соподчиненных форм выделено из окружающего пространства дополнительно материальной границей, являющейся одновременно элементом данной композиции.
Выделение нескольких разновидностей объемной композиции, конечно же, условно. Существует множество сооружений, в которых массы объемных элементов и межобъемное пространство находятся в таком соподчинении, что трудно однозначно определить, к какому варианту объемной композиции относится данный объект. Так, в комплекс бернардинского монастыря в Гродно за его многовековую историю (1595—1758 гг.) вошли компактный объем костела, многоярусная колокольня и атриумный (замкнутый) двор монастырского корпуса, т. е. объединились все три варианта объемной композиции.
Условия объемности формы. Условия, от которых зависит выразительность объемной композиции, необходимо рассматривать лишь как предпочтительную характеристику. Практически любое из условий может быть нарушено, но компенсировано наличием других.
Соотношение измерений формы по трем координатам. Для объемной формы наиболее типично относительное равенство измерений по трем координатам. Формы, в которых высота подчинена двум другим измерениям или доминирует над ними при их относительном равенстве, также воспринимаются и решаются как объемные. Однако если те же формы ориентировать в пространстве по-иному. то они преображаются во фронтальные композиции.
Вид поверхности формы. Ясность восприятия объемности зависит от характера поверхности формы. Например, при движении зрителя мимо треугольной призмы образуется очень большая зона, откуда видна только одна поверхность, но не объем. Если же план призмы квадратный, пятиугольный и т. д., то размеры этой зоны будут уменьшаться и зритель получит возможность воспринимать одновременно все большее количество граней формы. Хорошо выявляется объемность также кривизной поверхности формы.