В XVII и XVIII вв. в результате бегства крестьян из сельских местностей и, как следствие, нехватки земельных участков в городах появляются жилые кварталы с многоэтажными домами рядовой застройки. Их заказчиками являются частные лица и нередко религиозные ордены.
Определяющими остаются ренессансные формы:
— однако вкус эпохи и земельные участки самых разных размеров часто обусловливают появление особенных, отличающихся от других зданий
-внутренняя структура крупных городских построек проектируется как дворцы, но разделяется на принадлежащие частным владельцам квартиры из 2-4 комнат, вход в которые через многочисленные лестницы
— и все же до середины XVIII в. это убогие квартиры за красивыми фасадами
— распространение альбомов образцов способствует появлению во второй половине XVIII в. более разумных планов зданий. Столовая, кухня, салон обособляются; спальня на верхнем этаже
— особую форму образуют апулийские трулли, где возрождается применявшийся раннее безрастворный способ строительства домов с коническими крышами с ложным сводом
В конце XVIII в. распространяется тип дома, скромные позднебарочные элементы фасада которого в сочетании со средиземноморским типом кубического дома производят впечатление домашнего, уютного здания.
ФРАНЦИЯ
XVII в. Во Франции города перенаселены; в Париже появляются новые пригороды для бедных и богатых: процветает спекуляция земельными участками; королевский двор ориентируется на итальянские образцы-.
— в жилищном строительстве правила итальянского Палладио приводятся в разумное соответствие с собственными потребностями и финансовыми возможностями
— высокая крыша с дымовыми трубами
— равномерное распределение оконных и арочных проемов, в результате чего внутри возникают сквозные помещения
— узкие дома
— экономия античных орнаментов
— членение фасадов карнизами, пилястрами, в промежутках между окнами квадровые вставки, рустованный цоколь
— большая крыша с 4-угольными слуховыми окнами
XVIII в. Практичные планы — отказ от анфилады, промежуточные этажи делают комнаты более низкими и лучше обогреваемыми:
— дальнейшая специализация помещений каждого апартамента; также с ванной и гардеробной
-барочным декором характеризуется, прежде всего, прикладное искусство, фасады же остаются классическими, даже более пуристическими
— французская архитектура XVIII в. задает тон для всей Европы
РОССИЯ
Посте образования Российского государства и его экономического расцвета в XVII в. появляются первые кирпичные дома по традиционным планам деревянных домов с 2-4 комнатами, лежащими по обе стороны сквозного центрального коридора. Второй этаж превращается в парадный салон.
Строятся дома и в 3 этажа с наружной лестницей и даже домовой церковью. План — квадратный или вытянутый прямоугольный, причем сторона здания со свесом крыши, достигающая в длину 30 м, обращена, в отличие от западноевропейских домов, к улице.
Планировка Санкт-Петербурга, ставшего с 1712 г. столицей, предусматривает:
— запрет строительства деревянных домов в пользу кирпичных зданий
— привлечение лучших архитекторов для проектирования стандартных домов, предназначенных для ремесленников, низших и высших чиновников, богачей и дворян
— кровельную черепицу, оштукатуренный потолок и сводчатый нижний этаж как защиту от пожаров
— рациональную планировку помещений, с обстановкой по западным образцам, но и с самобытным вкусом
— кафельные печи по голландским образцам
— замкнутые ряды фасадов с барочной декорацией по западноевропейскому образцу, иногда сильно раскрашенных
ПОЛЬША
Скромные фронтонные дома с въездами для повозок, с 2-3 помещениями в глубину, неосвещенной кухней в центре дома характеризуют бедность страны. Городское планирование ограничивается резиденциями князей.
НИДЕРЛАНДЫ
После маньеристского периода, длившегося вплоть до XVII в., амстердамская ратуша знаменует в 1648 г. начало классицистической эпохи в Нидерландах, своеобразно интерпретирующей итальянские образцы. Из- за небольшой потребности в общественных зданиях на первый план выдвигается строительство домов купеческого сословия:
— высокий подвальный этаж, используемый как складское помещение
— фасад с треугольным фронтоном или фронтоном с волютным обрамлением, также и с ломаным фронтоном
— белые лизены или пилястры членят красные кирпичные стены; цветочные гирлянды под окнами или по краям фронтона
— передний дом в качестве вестибюля ; дорогостоящее убранство
— сильное влияние на архитектуру южной Англии периода Реставрации
Фландрское барокко характеризуется тяжеловесностью и вычурностью гильдейских домов на Гранд-плас в Брюсселе и демонстрирует весь арсенал маньеристского и барочного декора.
ГЕРМАНИЯ
Вместо старых деревянных домов появляются ряды каменных домов с 3-4 этажами и выступающими мансардными крышами. В отличие от Франции они располагаются чаще отдельно один от другого, а высота этажей и кромок свеса крыши разные:
— в узком одноквартирном доме в бельэтаже располагаются изысканные жилые комнаты и кухня
— в многоквартирных домах квартиры расположены одна над другой, планы повторяются
— барокко северогерманского жилого дома более спокойное и выдержанное по сравнению с южногерманским, которое отдает предпочтение фасадам, украшенным лепным орнаментом или «легкой живописью».
Холборн, Лондон, дом леди Кук, по нидерландскому образцу; здесь: чертеж Дж. Смитсона закладывает основы распространения нидерландского «холборнското фронтона», особенно в южной Англии
Элтем Лодж/Кент, арх. X. Мей. «Нидерландское палладианство». Прямоугольное строение, высокий подвальный этаж. 2 центральных портала ведут к «пиано нобиле», выше спальные помещения
АНГЛИЯ
1- я фаза: Иниго Джонс благодаря поездкам в Италию становится до середины века английским проводником идей Палладио при строительстве крупных дворянских домов, что приводит к переменам художественных вкусов все еще готического мира. Его последователи Рен. Хоксмур, Нэш и Арчер также посвящают себя преимущественно строительству церквей и крупных дворянских домов. Небольшие городские дома и некоторые загородные поместья, особенно в южной Англии, осуществляются в период правления Карла I в стиле нидерландского классицизма:
— сочетание обожженного и обычного кирпича
-классическая средняя часть фасада с колоннами или пилястрами колоссального ордера с треугольным фронтоном
— типичным становится, однако, «холборнский» сегментный фронтон над 2 широкими волютами. Он внедряется с 1618 г. Джоном Смитсоном и означает начало нидерландского влияния
— шатровая крыша с широкими свесами, 4-угольными слуховыми окнами; у больших домов с балюстрадой аттика, скрывающей крышу, и купольным фонарем в центре крыши
— комфортабельная внутренняя отделка
2- я фаза: неопалладианство. Главные его представители — Берлингтон, Кемпбелл, Гиббс, Кент — строят загородные поместья в георгианском стиле. Городской вариант наиболее ярко проявляется в новом типе жилых домов, выстраиваемых в единый комплекс. Группа «террасных домов», расположенных вокруг площади прямоугольником, называется «сквер», в форме полумесяца «кресент», круга — «сёркус». Единство им придают одинаковые классические мотивы. Знаменитые комплексы таких домов построены обоими Вудами в Бате.