Начав в 1896 году самостоятельную деятельность, архитектор Карл Карлович Гиппиус получает заказ на строительство особняка А.А. Бахрушина. Участок земли, где располагается особняк, Бахрушин получил от отца в качестве свадебного подарка. Интерьеры особняка отражали различные архитектурные стили, поражая посетителей своей роскошью, насыщенностью архитектурными деталями и предметами убранства комнат. Когда-то современники называли его «Театральным Версалем на Зацепе». Каждую субботу дом на Лужниковской был открыт для всех, кто имел какое-либо отношение к искусству и театру.
В духе готики были спроектированы вестибюль особняка и парадная столовая. Не стремясь к исторической достоверности архитектурного замысла, автор старался убедительно передать художественный образ и дух интерьеров, поэтому характерные элементы архитектуры европейской готики соседствуют с некоторыми орнаментальными мотивами зарождающегося стиля модерн и даже неорусского стиля, создавая некий обобщенный образ средневековья. Неоготические интерьеры особняка поражают обилием декоративных деталей, насыщенностью цветом и разнообразием использованных материалов.
Интересен замысел вестибюля. Он представляет собой пространство с двумя уровнями, соединенными парадной лестницей. Помимо пространственного зонирования интерьера с помощью лестницы и стрельчатой арки, разделяющей помещение, архитектор использует различные перекрытия крестового и балочного типов, отличающиеся различными декоративными решениями и образами.
Нижний уровень — зона парадного входа вестибюля — обладает крестовым нервюрным сводом, наиболее характерным для общественных и культовых построек готики. Он создает эффект репрезентативности, настраивает посетителей на особый эмоциональный лад и плавно вводит в «жилую», верхнюю, часть вестибюля, перекрытую балочным потолком. Свод нижнего уровня окрашен в глубоко-синий цвет с мерцающим золотым растительным орнаментом в духе готического средневековья, создающий эффект легкости и парения. Это впечатление усиливают выделенные светлым цветом нервюры, берущие начало в резных лиственных капителях. Скульптурные капители и резной замковый «кулон» на средокрестии своими размерами и почти ювелирной тонкостью проработки подчеркивают небольшой размер вестибюля.
Большая часть стен нижнего уровня имеет золотую орнаментальную роспись на глубоко красном фоне, которая слегка имитирует гобеленовое покрытие, путем использования штрихообразных линий, формирующих рисунок цветка. Использование золотого цвета позволяет оживить стену с трафаретной покраской, придать легкость и мерцание. Характерно, что живописная насыщенность стен вестибюля усложняется по мере развития вверх и приобретает все большее орнаментальное разнообразие. Появляются сложные по рисунку и колористической гамме растительные орнаменты и композиции.
Поскольку пространство нижнего уровня вестибюля вынесено в отдельный объем ризалита, архитектор оперирует не только сводом. Прорезая плоскость стены высокими стрельчатыми окнами, Гиппиус старается подчеркнуть вертикальный характер этого пространства, а также создать активный акцент на фасаде здания.
Вставленные в стрельчатые окна витражи играют важную эмоциональную роль. Они насыщенны цветом и геометрическим орнаментом. Причем архитектор задумывает различные орнаменты для оформления двух разновеликих витражей. Используя цветное наборное стекло с рельефной поверхностью, мастер создает дополнительный эффект мерцания и рукотворности.
В единую вертикальную композицию с витражом объединено зеркало, обрамленное деревянной рамой, заканчивающейся ажурным резным балдахином, который ассоциируется с небольшим балкончиком, украшенным мотивами пламенеющей готики.
Таким образом, нижний уровень вестибюля можно сравнить с маленькой готической капеллой. Поскольку вход в вестибюль осуществляется с боку, т.е. перпендикулярно основной оси вестибюля, посетитель первоначально воспринимает только пространство нижнего уровня, перекрытого нервюрным сводом. И лишь потом, повернув налево, обозревает вестибюль целиком.
Особняк А. А. Бахрушина — верхний уровень
Верхний уровень имеет «жилой» характер благодаря использованию деревянного балочного потолка. Декоративные росписи использованы в плоскостях между балками и в орнаментальном фризе, расположенном под потолком. Между тем, членения потолка задают ритм построения всего пространства верхнего уровня. Ряды декоративных орнаментов, расположенных на четырех основных поперечных балках через резные кронштейны переходят на боковые стены, где уже в деревянном обрамлении в виде своеобразных пилястр организуют стены, разделяя их на три части. В центральные части вписаны двустворчатые парадные двери, боковые заполнены гобеленом, который натянут на стены выше деревянных панелей. Декоративный тканый рисунок гобелена с растительным орнаментом подчеркивает плоскость стены.
Как уже отмечалось, одну из ведущих ролей в интерьере вестибюля играет монументально-декоративная живопись. Она занимает места строго отделенные для нее архитектурой, вплетаясь в общую ритмику, создаваемую декоративными деталями. Избегая пространственных решений, акцент в данном случае ставится на линейный контур орнамента и плоскостные изображения. Причем использованные оттенки золотого цвета и прихотливо закрученные тонкие растительные орнаменты придает стене и другим поверхностям, которые они декорируют, своеобразную легкость.
Интересный прием использован в росписи перекрытия верхнего уровня. В секторах потолка со светло-желтым фоном достигается эффект двухплановости за счет наложения рисунка орнамента на золотистые штрихи, которые выносят его на первый план к зрителю. Участки перекрытия с голубоватым фоном представляют иное решение: холодный фон уходит на второй план, оставляя золоченый орнамент на плоскости потолка.
Однако рассматривать монументально-декоративную живопись, не затрагивая проблему орнамента в данном интерьере невозможно. Появившийся в этот период интерес к органическим и растительным формам объясняет широкое использование различных растительных мотивов в интерьере. Несомненно, архитектор слегка перегружает пространство многообразием их тем, порой не создавая пауз там, где они необходимы.