В 1767 г. В.И. Баженов был командирован в Москву, где по поручению Екатерины II начал работу над реконструкцией Кремля. Его проект Большого Кремлевского дворца дошел до наших дней в графических листах и уникальной модели, созданной в1769 — 1773 гг. под его руководством в специально построенном в Кремле Модельном доме. (На строительство этого дома и самой модели частично употребили дерево разобранного Коломенского дворца.) Для этих целей из состава архитектурной команды Кремлевской экспедиции была выделена специальная группа. В нее входили художники И. Ясныгин, И. Некрасов, И. Лигоцкий, скульпторы Юст, Урядов, медальер Ф. Стоянов, а также резчики, токари, фрезеровщики, столяры 1 . Не останавливаясь специально на истории создания модели, отметим, что работа над ней вызывала большой интерес в обществе. Модель стала одной из московских достопримечательностей. С мая 1771 г. один раз в месяц в Модельный дом допускалась публика, в том числе именитые заграничные гости 2.
В конце 1773 — начале 1774 г. М.М. Измайлов, стоявший во главе Кремлевской экспедиции, отвез тремя партиями модель в Петербург. Она была собрана в особом помещении на Исаакиевской площади и в марте 1774 г. представлена на утверждение императрицы одновременно со сметой на строительство дворца. В конце 1774 г. модель была возвращена в Москву. После починок и поправок она была собрана в Модельном доме, где простояла до конца XVIII в. 3 В 1800 г. был возбужден вопрос о передаче ее в Академию художеств. Но это не было осуществлено, и модель переносили из одного места в другое, разбирали на части, которые портились и терялись 4. После постройки в 1810 г. здания Оружейной палаты в Кремле модель была перенесена в ее нижние залы 5. В 1856 г. по постройке нового здания Оружейной палаты у Боровицких ворот модель была помещена там. Экспозиция музея открывалась Модельной залой, называвшейся так по представленным в ней моделям Коломенского и Кремлевского дворцов 6. Интересно отметить, что хотя со смерти В.И. Баженова прошло лишь немногим более полувека, в официальном описании автором модели дворца назван М.Ф. Казаков. Ошибка была исправлена только в новом “Описании Московской Оружейной палаты” 1884 г. 7 К этому времени от модели уцелели в более или менее полной сохранности только один из фасадов дворца и несколько моделей кремлевских соборов. Все остальное в разобранном виде лежало в кладовой. В 1896 г. модель была перевезена в Румянцевский музей, где хранилась в полуподвальном этаже в ящиках 8.
В 1906 г. модель была взята в архитектурно-художественное отделение Политехнического музея. Туда же на выставку поступили и относящиеся к ней планы, чертежи и рисунки. В течение десяти лет ее удалось собрать и отремонтировать. По другим сведениям в Политехническом музее экспонировалось не более половины общего объема модели 1 2 * 4 5 6 7 8 9 . Была проведена частичная реставрация главного корпуса, причем выяснилось, что для полного завершения работ потребуется до 15 тыс. руб. 10 В конце 1920-х гг. Народный комиссариат просвещения, в ведении которого находился Политехнический музей, закрыл архитектурно-художественное отделение. В 1929 г. модель дворца была вновь передана в Оружейную палату и семь лет в разобранном виде находилась в бывшей Синодальной ризнице, в нижних помещениях колокольни Ивана Великого. По сведениям на 1935 г. многие ее части были повреждены и утрачены 11 .
В начале 1936 г. модель была передана в Музей архитектуры Академии архитектуры СССР (ныне — ГНИМА им. А.В. Щусева) на реставрацию для экспонирования на выставке к 200-летию со дня рождения В.И. Баженова. Не собиравшаяся и не экспонировавшаяся в полном виде несколько десятилетий, модель представляла собой груду бесформенных деревянных обломков. Она была собрана и реставрирована под руководством архитектора Н.А. Пустоха- нова 12. В результате проведенной работы удалось выявить среди крайне разбитых и ранее не собиравшихся частей “Градин большого пласа”, т. е. оформление парадной кремлевской площади, театр, восточное окончание фасада главного корпуса с корпусом коллегий, Дворовый (Кухонный) корпус, макеты древних сооружений Кремля — соборы, терема, колокольня Ивана Великого (Филаретовская пристройка к колокольне Ивана Великого, Грановитая палата и Ризопо- ложенский собор оказались утраченными), обелиски, которые должны были быть поставлены на площадях, вариант центральной части главного корпуса. Против проектных чертежей не сохранились или не были выполнены: корпус старого Арсенала, “арки улиц”, Конюшенный корпус и несколько древних церквей Кремля.
Общий размер собранной части модели составил: длина 15,9 м, ширина по центру 1,57 м, высота со стилобатом 1,36 м, ширина подстолий для всего комплекса модели 4,3 м. Модель была выполнена в масштабе 1:48 (в одном вершке сажень), в основном из липы, карнизы резались из клена, внутренняя отделка — из яблоневого и грушевого дерева, скульптурный орнамент из свинца и гипса; вводились также мраморные детали. Интерьеры дворца были показаны в полной отделке только в центральной части — шесть парадных залов, главный вестибюль и лестница 13 . Во время исследований модели была проведена ее фотофиксация.
В марте 1937 г. после реставрации модель была перевезена и смонтирована в Белом зале ГМ И И им. А.С. Пушкина, где демонстрировалась на выставке работ В.И. Баженова. После ее закрытия экспозиция была преобразована в отдел музея, а модель помещена в центральной части главного собора Донского монастыря.
27 октября 1942 г. И.П. Машков сообщал вице-президенту Академии архитектуры К.С. Алабяну, что в Музее архитектуры для нее нет места и рекомендовал выставить проект и модель дворца в одной из зал трапезной Успенской церкви бывшего Новодевичьего монастыря 14 . Это предложение не было реализовано.
В 1988 г. модель экспонировалась на выставке к 250-летию со дня рождения В.И. Баженова в Музее архитектуры им. А. В.Щу сева. В 1993 г. два фрагмента модели — часть фасада на Москву-реку, парадный вестибюль и лестница — демонстрировались на выставке “Памятники Москвы: сохранение, реставрация, воссоздание”.
В 1991 г. в связи с освящением Большого собора Донского монастыря встал вопрос о разборке и реставрации модели. Был проведен научно-методический совет с приглашением специалистов Межобластного научно-реставрационного художественного управления. Комиссией было предложено вести разборку с одновременной фиксацией чертежей и маркировкой деталей. Разборка модели была начата 16 июля 1991 г. Все детали демонтировались поэтажно, начиная с верхнего яруса. В процессе разборки осуществлялась фиксационная фотосъемка как модели в целом, так и отдельных узлов и деталей. Решением реставрационного совета была определена методика реставрации. Для предполагаемого экспонирования было признано целесообразным проводить работу не по отдельным деталям, а по функциональным фрагментам. Первым таким фрагментом стал Тронный зал с примыкающими к нему служебными помещениями. На нем были проведены физико-химические исследования красочного слоя, экспертиза пород и возраста древесины. Была составлена дефектная опись с фиксацией утрат. Первый этап реставрации модели — разборка, перенос в хранилище и предварительное исследование — был закончен к сентябрю 1991 г. Работы продолжаются и сейчас, несмотря на прекращение финансирования.