Наличники четвертого яруса по форме и декору

Здесь встречаются и одноарочные наличники с узкими проемами, и двойные с висячими гирьками. Наблюдается также значительное различие между декором главного и второстепенного фасадов Теремного дворца. На южном фасаде сосредоточены в основном наличники с разрывными фронтонами и висячими гирьками, а на северном их почти нет. Висячие гирьки одинаковы, однако в отличие от наличников нижнего яруса они зооморфны и представляют собой висящие вниз львиные головы с раскрытой пастью. Гирьки состоят из двух частей, которые соединены друг с другом тыльной стороной. Сквозь деталь проходит вертикальная связь, конец которой выходит из пасти льва и замаскирован яблоком. Хотя львиные гирьки объемны, у них обработаны только лицевые стороны блока, а боковые — плоские. Это говорит о том, что мастера были более привычны к барельефу, чем к круглой скульптуре. Акротерии в разрывных фронтонах южного фасада представляют собой зооморфные и антропоморфные изображения: двуглавые орлы, усатые личины, лежащий лев. Они выполнены в виде невысоких барельефов на вставных овальных плитках. Наиболее плоскими являются изображения орлов у наличников по сторонам Челобитного окна.

Еще более разнообразны орнаментальные мотивы пилястр наличников: бегунок с дельфинообразной рыбой в основании; бегунок, пересекаемый фигурной рамкой; стилизованная ваза с цветами и плетенкой; сходящиеся и расходящиеся побеги, образующие овальные медальоны с двуглавыми орлами; осевой стебель, завершающийся веерообразными листьями. В архивольтах наличников в центре помещены двуглавые орлы, а по их сторонам, в переплетении побегов, — разнообразные зооморфные мотивы (в том числе пегасы, летящие драконы, пары птиц, кабан, барс). Эти изображения выполнены в технике уплощенного рельефа, что указывает на сильное влияние приемов деревянной резьбы. В отличие от лицевой стороны, арочки наличников украшены одинаковыми розетками.

Особым декором выделено главное — Челобитное — окно дворца. В основе его — одноарочный наличник, перед которым расположен высокий сандрик. Сандрик увенчан фигурным фронтоном, в центре которого — двуглавый орел с вензелем Николая I. Фронтон поддерживают резные колонны на каннелированных пьедесталах. Своеобразными кронштейнами пьедесталов служат скульптуры двух львов, головы которых обращены к окну, а передние лапы вытянуты вперед. Скульптуры выполнены с большим реализмом. В облике львов заметны антропоморфные черты, что особенно подчеркивается формой лап, похожих на человеческие руки с пятью пальцами. Скульптуры имеют заметные отличия в деталях и индивидуальную трактовку: у одного льва голова объемная и слегка запрокинута, у другого — в виде горельефа и расположена прямо; грива у одного выполнена в виде репьев, у другого — завитками; “выражение” морды у одного льва задумчивое, у другого — грустное.

Все наличники верхнего пятого яруса дворца имеют разрывные фронтоны с акротериями и висячими гирьками (кроме западного и восточного фасадов). Центральные наличники выделены львиными гирьками, а гирьки боковых наличников имеют вид четырех голубей с распахнутыми крыльями. Эти наличники представляют собой профилированные детали, по углам которых расположены горельефные птицы. Сквозь детали проходит связь, конец которой замаскирован яблоком. Акротерии Теремка индивидуальны у каждого наличника. Кроме простых и двуглавых орлов здесь имеется несколько изображений львов, кентавра с луком, вставшего на дыбы барса, а также сюжетная композиция — орел, когтящий лань. В отличие от акротериев четвертого яруса они выполнены в горельефе и на более высоком художественном уровне. Орнамент пилястр здесь также иных мотивов: сложные розетки, чередующиеся с плетенками; разнообразные виды бегунков со спиральными завитками и цветами; переплетение стеблей с тюльпанообразными бутонами; осевой стебель с пересекающими его бегунками; композиция из двух сердцевидных клейм с завитками побегов. Разнообразны и мотивы архивольтов: тюльпаны, пары птиц, двуглавые орлы, львы на дыбах с протянутыми вперед лапами, дельфины. В настоящее время наличники Теремного дворца имеют двухцветную покраску: белые рельефы на фоне терракотового цвета. Отличаются от Теремка четыре наличника лестничной башни: они больше по размерам, их формы усложнены, техника резьбы грубая, мотивы значительно изменены, покраски полихромные.

Богатейшее белокаменное убранство получил также парапет Теремка. С наружной стороны он украшен семьюдесятью двумя квадратными ширинками на южном, северном и западном фасадах. Обрамления ширинок декорированы плоским орнаментом, основным мотивом которого являются вьющиеся побеги с бутонами тюльпанов. В углублениях ширинок помещены барельефные изображения и разнообразные розетки. Наиболее многочисленны сюжетные композиции на южном фасаде, на северном увеличивается количество розеток, а на западном они преобладают. В основном в ширинках помещены фантастические звери и антропоморфные существа: грифоны, единороги, пегасы, драконы, сирены, китоврасы.

Среди сюжетов выделяется загадочное изображение в виде полуфигуры в картуше, по сторонам которого стоят два воина с обнаженными саблями. Пока смысл этой композиции неясен, однако, судя по тому, что она часто встречается на южном фасаде, рельеф имел какое-то важное значение. Реже встречается изображение летящего на птице человека: полет на небо Александра Македонского — излюбленнейший сюжет в древнерусском искусстве. Другим распространенным сюжетом был Самсон, разрывающий пасть льва.

Помимо наличников и парапетов белокаменной резьбой были украшены архитектурные членения фасадов Теремного дворца: антаблементы выделены сухариками, меандром и иониками, а фусты полуколонок покрыты чешуйчатым орнаментом. Любопытно отметить, что лента меандра ошибочно помещена под фризом, а “овы” иоников превращены в розетки. Это свидетельствует о том, что русские мастера не имели ни малейшего представления об ордере и понимали антаблемент, как чисто декоративную форму.