Относительно единообразную среду памятников барочного искусства в Германии можно обнаружить лишь в Швабии, Баварии и Франконии. Дрезден и Потсдам широко известны замечательными барочными ансамблями. В каждом регионе развивается определенный тип барочных построек: загородные дома в Шлезвиг-Голштинии, фахверковые церкви в Фогельсберге на северо-востоке от Франкфурта, поместья на озерах в области Мюнстера на севере Германии. Приведенное ниже краткое описание не может рассматриваться как полный обзор немецкой барочной культуры, скорее оно должно дать читателю общую характеристику этого явления.
Мы строим наше описание барочной архитектуры Германии по географическому принципу, чтобы изучить и отдаленные районы и уделить внимание памятникам, обычно остававшимся без рассмотрения. Мы не стремимся опустить исторические аспекты существования стиля барокко в Германии, совсем наоборот, подобный контекст позволяет понять, почему в одних областях это направление приобрело более выраженную, а в других более расплывчатую форму. Необходимо принять во внимание, что в Германии архитектурные сооружения в стиле барокко появились поздно в сравнении с остальными европейскими странами. Несомненно, это явилось результатом Тридцатилетней войны (1618—1648), поскольку театр военных действий оказался именно на территории Германии. Только к концу XVII века светские и церковные заказчики стали располагать достаточными суммами, чтобы финансировать масштабные архитектурные проекты, прославляющие абсолютистский образ правления и служащие целям Контрреформации.
Загородные дома, особняки и церкви Шлезвиг-Голштинии, Мекленбурга, Гамбурга и Нижней Саксонии
Среди памятников архитектуры эпохи барокко в Шлезвиг-Голштинии особенно примечательны частные дома и загородные особняки. В них барочный стиль получил выражение в более разнообразных и динамичных формах, нежели те, что присутствовали в архитектуре протестантских храмов. Как и повсюду в Европе, стиль барокко служил здесь интересам герцогов, графов и крупных поместных дворян. Герцоги Готторпские соперничали с датскими монархами. Между 1698 и 1703 годами обширное южное крыло дома Готторпов в Шлезвиге получило форму самостоятельного дворца. В этом политическом противостоянии герцоги Готторпские получили поддержку Швеции как силы, противостоявшей датчанам. Безусловно, в данном контексте не является совпадением тот факт, что резиденция герцогов Готторпских по композиции и пропорциям напоминает Стокгольмский замок, к строительству которого Никодемус Тессин Младший приступил в 1697 году. Подобное копирование было не просто данью уважения. Датская барочная архитектура тесно связана с голландскими прообразами, в то время как постройки шведского барокко отличает царственное величие.
В этой связи необходимо упомянуть, что Никодемус Тессин представлял проект нового Готторпского дворца на рассмотрение герцога Кристиана Альбрехта. К сожалению, средств на его реализацию не хватило, и лишь преемник Кристиана Альбрехта герцог Фредерик IV должен был осуществить возведение резиденции. К несчастью, и ему не удалось переселиться в нее. В 1713 году, еще до того как была завершена отделка интерьеров, датчане оккупировали «Готторпское государство». Это произошло в ходе Великой Северной войны (1700-1721).
Архитектура многих построек Шлезвиг-Голштинии ориентирована на итальянские образцы, то есть подчеркнуто противостоит датской модели. Лучшим примером тому может служить парадный зал особняка в Дампе. Создателем внутреннего убранства его стал уроженец Северной Италии Карло Энрико Бренно, разработавший этот проект около 1720 года. Вдоль стен отделанного стуком двухъярусного зала проходит богато декорированная галерея, на которую ведет двойной лестничный марш. На потолке, украшенном рокайльным орнаментом, ангелы трубят в трубы и играют на флейтах. Связь этих фигур с плоскостью потолка столь неощутима, что кажется, будто они вот-вот упадут вниз. Помещение несло на себе функции гостиной, приемной и даже… домовой капеллы.
Два ансамбля в Шлезвиг-Гольштинии оспаривают право называться вершиной барочного искусства. Вдали от Дампа, в Хассельбурге, расположен другой загородный дом. Здесь тоже использована композиция итальянских дворцов. Роспись зала была выполнена для графа Дерната итальянским мастером, помощником Бренно. Роспись и стуковая декорация очень сдержанны в трактовке, изящен взлет лестницы, ведущей на галерею. Поднявшись наверх, зритель может обнаружить еще один, ложный ярус, созданный с помощью живописных перспективных построений. Эта обманка с включенными в нее фигурами богов напоминает о памятниках Вюрцбурга и Поммерсфельдена на юге и шведском замке Дротнингхольм. Перед домом на центральной оси находятся дворцовые ворота, построенные в 1763 году; отнесенные на 600 метров в сторону от главного дома, они составляют смысловой центр двора.
Их крыша устремляется вверх и, завершаясь фонарем, придает воротам сходство с садовым павильоном. Архитектурный язык исключительно изящен и сдержан — он отвечает предназначению служебной постройки, характер решения которой так контрастирует с выразительной архитектурой парадного зала главного дома. Весь комплекс в целом скорее поставлен в зависимость от сельскохозяйственных работ. Декоративное убранство и живопись не играют здесь существенной роли. Образная структура убранства говорит о политических притязаниях владельца поместья.
С описанными выше зданиями можно сравнить дома в Эмкендорфе и Пронсторфе. Фасады решены в соответствии со схемой, которая использовалась при возведении многих частных особняков. Характерно центральное ядро с пилястрами гигантского ордера и ведущими к входу лестничными маршами треугольного крыльца. Дверной проем оформлен более или менее помпезно.
В доме, построенном в 1728 году для Детлева фон Бухвальда в Пронсторфе, трактовка угловых выступов повторяет формы центральной части фасада. Мансардная крыша, увенчивающая здание, сообщает ему благородный и величественный вид. В то время как в Пронсторфе господствует кирпичная кладка, к концу XVIII века постепенно наметилось стремление использовать и другие строительные материалы. Угловые пилястры и пилястры центрального ядра фасада, тянущиеся на три яруса вверх и украшающие резиденцию городского судьи в Пиннеберге, рустованы кирпичом, что придает архитектурным элементам скульптурность. Выступы фасада и слегка изгибающиеся края мансардной крыши придают сооружению динамизм.
Архитектурное решение дома в Борштеле ближе к французской традиции. Он весьма элегантен и соответствует рокайльной традиции. Извивающиеся лестничные марши ведут к дверному проему, обрамленному двумя высокими пилястрами. Верхнее окно увенчано рокайльным картушем, а над ним поднимается арка, врезающаяся в линию крыши. Овальные комнаты, необычные для зодчества Шлезвиг-Голштинии, обязаны своим возникновением французским прототипам.
Культовая барочная архитектура Шлезвиг-Голштинии представляет гораздо меньший интерес, нежели архитектура загородных особняков. Достойным внимания исключением является алтарь церкви в Пробштайерхагене близ Киля. Сложенный из камня готический храм в XVIII веке был перестроен и расширен. Безусловная удача здесь — хор, сооруженный в 1720 году. В умеренной и вместе с тем монументальной декорации ощущается итальянское чувство формы, знакомое нам по решению парадного зала в Дампе; и здесь и там стуковые рельефы выполнял Карло Энрико Бренно.
Облик церквей Реллингена и Вильстера отличается от внешнего вида рассмотренных ранее построек. Хотя изнутри они пронизаны светом, их убранство сдержанно и скупо. Кай Дозе, строитель церкви в Реллингене (1754-1756), стремился создать сакральное пространство в духе французских и итальянских храмов. Он с восторгом объявил, что «желает создать произведение, исполненное небывалой красоты и величия, скорее скрытых, нежели видимых простым глазом; ему не будет равных здесь, но похожие сооружения можно найти в Италии, Франции и Англии».
В плане церковь Дозе представляет собой правильный восьмиугольник, его венчает элегантная мансардная крыша с фонарем.