Во второй половине XVIII в. были распространены итальянские окна. Они имели двойную ширину. По оси симметрии должны были быть расположены две створки окна, каждая равная обычному окну. По сторонам этого двустворчатого окна на очень небольшом расстоянии располагались по одному окну той же высоты, но половинной ширины. Над своей центральной частью окно имело еще полуциркульную фрамугу. Средняя часть итальянского окна служила дверью.
Рамы были летние и зимние. Последние вставляли со стороны комнаты в оконные коробки. Щели конопатили и проклеивали лентами бумаги. Умели и делали небольшие форточки в размер одного из членений стекла. Однако форточки имело только одно окно комнаты, а лучшим способом проветривания считали топку печей, в процессе которой воздух в помещении обновлялся и не охлаждался.
Большие окна были первым признаком дома- дворца и украшением интерьера. Окна имели очень низкие подоконники — 60-64 см от пола. Ниша окна была гораздо больше, чем световой проем окна. Ниша имела обрамления, зрительно увеличивавшие объем окна. Приоконная ниша — это своего рода площадка для стоящего перед окном человека. Подойдя к окну XVIII в., человек ощущал себя значительным. Большое внимание при строительстве уделяли видам из окон.
Парадные помещения имели двупольные двери в анфиладах, однопольные и скрытые однопольные, закамуфлированные под различные предметы мебели, уличные двери (в том числе и ложные), входные внутренние двери. Непарадные двери всегда почти были однопольные. Над анфиладными дверьми всегда делали десюдепорты.
Ширина дверных проемов была до 1, 5 м при высоте 2, 8 или 3, 2 м. Анфиладные двери старались делать одинаковыми не только по размерам, но и по оформлению. Непарадные двери в парадных помещениях не имели наличников, их полотна с парадной стороны были гладкими, незаметными, под обои. С помощью таких дверей готовили для гостей различные эффекты и неожиданности. Дверью могла быть дверца шкафа или картинка в большой раме.
Двери чаще были белыми, чем окрашенными. Во дворцах применяли наборное дерево с инкрустацией, красное дерево с накладками. Полотна дверей во дворцах фанеровались ценными породами дерева (красное дерево, волнистая береза) с деталями и полы аркетные полы в дворцовых зданиях и парадных помещениях домов были выполнены по индивидуальным рисункам.
В оформлении дверей стали в верхней части вырезать вертикальные желобки — каннелюры. В качестве декоративной отделки использовали геометрические фигуры, которые располагали на филенках, К концу XVIII в. получили распространение ниши в виде ромбов, овалов, кругов, восьмигранников. Особенность дверей классицизма — монументальность и лаконизм.
Они — подлинное произведение искусства. Паркеты делали в клетку или набирали рисунок по индивидуальным заказам. Для паркета использовали следующие местные породы: березу, дуб, сосну, орех, клен, бук, лиственницу, ясень, вяз, грушу, яблоню, ольху, можжевельник. Из привозных пород использовали эбен, палисандр, амарант, сандал, табачное и померанцевое дерево, лимонное и оливковое дерево, тис, чинару, белый и красный кипарис, тую. В каждой породе ценили цвет, текстуру и степень износа. Палисандр давал лиловый цвет, травленый клен — зеленый, яблоня и береза — светлый тон, амарант, красное и табачное дерево давали темный тон, фоном служили дуб или сосна.
Паркеты использовали в основном в парадных помещениях. Паркетные полы складывали из щитков с наклеенной фанерой. Ее наклеивали наборной работой — маркетри, плотно подгоняя друг к другу. Другой способ — интарсия, когда в основную породу — фон — врезали небольшие вставки из более дорогих пород. Еще один метод — графье, или гравировка по дереву, когда делали желобки, вставляли черный вар или черное дерево, мастику, мел или олифу.
Щиты укладывали и крепили винтами. Уложенный паркет требовал зачистки пемзой, рыбьей кожей, хвощем или воском. Воском также натирали полы во время ухода за ними: он способствовал их сохранности. Дуб был взят за основу, так как он хорошо сохранялся, переносил перепады температуры и влажности, имел медовый цвет и красивый рисунок волокон.